Тема:

Фильм "Праведник" 2 месяца назад

"Праведник" повторит героический путь Николая Киселева

В основе нового фильма Сергея Урсуляка "Праведник" – реальные события, подвиг советского солдата, партизана Николая Киселева, который осенью 1942-го вывел группу евреев – 218 женщин, стариков и детей – из деревни Долгиново под Минском, которую нацисты превратили в гетто.

В Белоруссии стартовали съемки военной исторической драмы, фильма Сергея Урсуляка "Праведник". Масштабный совместный проект компаний "Централ Партнершип", "ВайТ Медиа", студии "ТРИТЭ" Никиты Михалкова и телеканала "Россия 1" при поддержке Фонда кино и Группы компаний "Киевская площадь". В основе сценария – реальные события, подвиг советского солдата, партизана Николая Киселева, который осенью 1942-го вывел группу евреев – 218 женщин, стариков и детей – из деревни Долгиново под Минском, которую нацисты превратили в гетто. Полторы тысячи километров до линии фронта. Месяц пути, о котором более двух тысяч потомков спасенных из гетто людей никогда не забудут и о которой сам политрук Киселев никогда не рассказывал.

Теперь уже сложно сказать, откуда взялась традиция бить тарелку после первого дубля. Но символ – потрясающий: большое кино – всегда сложение множества сил.

Александр Яценко играет Николая Киселева. В 1942-м из Долгиновского гетто он вывел евреев. В партизанском отряде и Евгений Ткачук. Сергей Урсуляк не расстается с любимыми и лучшими артистами поколения.

"Я очень надеюсь, что в нашей картине будет не только страшное, больше и мучительное, но и много будет места для юмора, лирики, улыбки, что это будет светлая картина", – признался Урсуляк.

Съемки начинаются в белорусском Забродье – это заповедный уголок, деревня-музей, где вековые срубы и потрясающее собрание предметов старины. 7 августа 1942-го от осени 1951-го на площадке отделяют лишь несколько часов – чудеса актерского перевоплощения, магия кино, и герои становятся на десяток лет старше, а в первый же день снимается заключительная сцена. И вот Александр Яценко возвращается на площадку – в шляпе и с усами. А Евгению Ткачуку реквизиторы спешно утяжеляют мешок – уж как-то слишком легко поднимает он в кадре 10 килограммов.

Художники по костюмам не теряют ни минуты – старательно пачкают рубахи и гимнастерки. Готовятся к следующему (непростому) съемочному дню. В поле по колено в грязи – пленные солдаты. Актеры массовки вспоминают армейские будни. Переводчица добивается идеального немецкого.

Сергей Урсуляк репетирует с артистом. Грандиозная сцена: в кадре – 350 человек массовки, несколько автомобилей и тихоходный транспорт. Потрясающе слаженная работа съемочной группы. А дождь и ветер кинематографистам в помощь. Но стоит только солнцу выйти из-за туч, ливень включают специалисты по спецэффектам. На площадке им подвластны все стихии: и вода, и огонь. И если дождь снимают дубль за дублем, бережно пряча камеру под зонт, то у пиротехников нет права на ошибку.

"Еще недавно были живы люди, которые пережили все это. Пока спасенные люди не заговорили об этом, никто не знал про эту историю. Количество новых жизней, которые появились в результате этой истории, – вот это потрясает", – признается Сергей Урсуляк.

История приводит в Долгиново – это к северу от Минска, теперь – агрогородок, размеренную жизнь которого нарушает разве что лай встревоженной незваными гостями собаки. На пригорке в тени сосен зарастают высокой травой покосившиеся камни старого еврейского кладбища. В XXI веке появились мемориальные знаки со словами: "Мы никогда не забудем".

5 июня 1942-го фашисты уничтожили последнее гетто – больше в местечке Долгиново убивать было некого. Из 5 тысяч евреев, что жили здесь
до войны, уцелели, укрывшись в лесах, 300. Беспомощные, голодные, обреченные – у партизан они искали защиты, но как воевать с такой обузой? Тогда Николаю Киселеву и было поручено вывести стариков, женщин и детей из глубокого немецкого тыла – пешком, ночами, мимо немецкий патрулей.

"Конечно, он для меня человек, выполняющий сиюминутную задачу, он вообще не думал, какой он праведник", – говорит Александр Яценко.

Праведник народов мира – это звание израильский мемориал Яд ва-Шем присвоил Николаю Киселеву в 2005-м. Посмертно. Он никогда не рассказывал, как в 1942-м с августа в октябрь вел евреев полторы тысяч километров за линию фронта.

Сергей Маковецкий – в роли одноногого Рувима Янкеля, Константин Хабенский и Чулпан Хаматова – в небольших, но очень важных ролях. Огромная съемочная группа отправляется в потрясающее кинопутешествие, документально точно повторяющее героический путь Николая Киселева и его отряда.