Эрмитаж против Линдеманна: черный PR доведет эпатажного рокера до суда

Несмотря на всю внешнюю консервативность, Эрмитаж всегда был довольно продвинутым музеем – здесь постоянно следят за тем, что происходит в мире современного искусства и технологий. Интерес привел к тому, что сотрудники государственного музея выяснили: Эрмитаж, пожалуй, первым в мире столкнулся с нарушением авторских прав в сфере NFT-технологий.

В марте сюда приехал известный своими эпатажными акциями и песнями лидер немецкого "Раммштайна" Тиль Линдеманн. В компании струнного оркестра он прогулялся по залам музея и снял клип, на языке оригинала исполнив "Любимый город" Бернеса.

Клип вышел на YouTube 9 мая и собрал три миллиона просмотров. Но накануне выяснилось: Линдеманн решил заработать не только славу. В интернете на специальной платформе появились так называемые NFT-токены – это электронные произведения, которые продаются вместе с авторскими правами на них. Там Линдеманн стоит на коленях у сальваторовского "Блудного сына" и просто позирует на фоне эрмитажных залов. Стоимость одной такой инсталляции – от 300 евро до тысячи. Есть и особые предложения: не вошедшее в итоговый вариант видео за 100 тысяч евро.

В Эрмитаже говорят, что на фоне проходящего года Германии Линдеманну разрешили снять клип в залах Зимнего дворца, но о том, что он издаст эрмитажную серию токенов и решит на них заработать, речи не шло.

"Каждый раз, когда возникает слово "Эрмитаж" в каком-то контексте, оно не может возникать без нашего ведома. Каждый раз, когда пишется "Эрмитаж", используется логотип или используется изображение Эрмитажа, музей должен знать об этом и давать на это свое согласие. Таким образом мы сохраняем культурное достояние нашей страны и следим за его правильным использованием", – поясняет Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.

Линдеманн действительно любит Россию, но какой-то странной любовью. Он приезжал в нашу страну, чтобы снять клип откровенно порнографического содержания.

А еще в День защиты детства выкладывал другое произведение, в стилистике Советского Союза и с названием "Я ненавижу детей".

К художественной составляющей в этот раз вопросов не было, проблемы возникли юридические – немецкий артист не договаривался с Эрмитажем, что будет продавать авторские права на работы, сделанные в музее.

"У Эрмитажа есть полное право обратиться за защитой своих прав в суд, и я думаю, что будет проведена экспертиза, и будет доказано, что солист группы "Раммштайн" не может использовать это именно в коммерческих целях", – уверен Евгений Плешаков, специалист по правовому сопровождению блокчейн и NFT-проектов.

Эрмитаж отправлял Линдеманну предостережение еще на этапе анонса его акции, но ответа не получил. Теперь придется идти в суд.

Впрочем, не обошлось в этой истории и без пиара. Осенью Эрмитаж готовит к открытию выставку, как раз посвященную феномену NFТ-токенов, и вся эта шумиха уже стала отличным анонсом предстоящего события.