Американцы оставляют за собой шлейф из трупов


AP Images

Афганистан сегодня – центральная тема всех мировых СМИ. Сама страна начинает новый этап своей истории. Американцы, их союзники по НАТО и примкнувшие повержены и в панике уносят ноги. Понятно, что возникает и тема беженцев из Афганистана. Европейцы уже начали бодаться, распределяя между собой квоты.

В феврале 1989 года Афганистан покидал советский ограниченный контингент. Операция была точно просчитана по времени, прошла организованно и с достоинством. Оружие и технику никто не бросал. Походный строй был точно выверен.

Еще один взрыв, прогремевший в Кабуле, стал результатом ракетного удара США по террористам ИГИЛ (запрещена в РФ)(организация запрещена в России), точнее, одного из отделений. Для атаки американские военные использовали беспилотник.

По сообщению "Аль-Джазиры", был ликвидирован смертник, который планировал совершить новый теракт в аэропорту Кабула и собирался для этого использовать автомобиль, начиненный взрывчаткой. Он и стал мишенью американских военных. Впрочем, сгоревших машин несколько. Афганские телеканалы сообщают, что разрушен и соседний дом, в котором жили три семьи, что среди погибших – четверо детей.

Северные ворота аэропорта Кабула. Хаос и паника нарастают. Западные разведки сообщают о возможности новых террористических атак. Но тысячи беженцев никуда не уходят.

Протяженная сточная канава воздушной гавани – в такой же прогремели взрывы – заполнена людьми. Талибы разгоняют толпы водометами, стрельбой из автоматов. Там, куда прорвались люди, на летном поле, тоже стоит трескотня автоматных очередей, а вдоль взлетно-посадочной полосы курсирует бронетехника.

Все это продолжается уже две недели – постоянный хаос. Тем контрастнее на его фоне выглядят кадры более чем 30-летней давности, когда страну покидал ограниченный контингент советских войск.

"По-разному заканчиваются войны. Эта кончалась вот так. В заранее определенный день и в обусловленном месте на советской границе", – репортаж программы "Время" Михаила Лещинского от 15 февраля 1989 года, когда вереница бронетранспортеров начала движение по мосту Дружбы, который в начале 80-х возвели советские строители через реку Амударья – из афганского Хайратона в узбекский Термез.

"Последними предстояло выйти из Афганистана самым опытным, самым закаленным воинам. Многие из них еще осенью должны были вернуться домой, но остались служить, чтобы не подвергать риску жизни своих молодых товарищей".

И вот с замыкающего бронетранспортера спрыгивает генерал-лейтенант Громов, который отдал Афганистану более 5 лет жизни, и которому довелось в итоге командовать всей операцией по выводу войск.

Уход из Афганистана последнего советского военнослужащего был, впрочем, в известной степени символичным. На самом деле в стране еще оставались пограничники, которые прикрывали вывод войск. Они ушли во второй половине этого же дня. А вообще вся операция была тщательно выверена, спланирована, разделена на несколько этапов.

Вот как 15 мая 1988-го покидали свои позиции подразделения джелалабадского гарнизона. Перед началом марша – торжественный митинг с участием советских военных и местного населения. Прилетели наблюдатели ООН, присутствовала советская и зарубежная пресса. Всем обеспечили безопасность и комфортные условия для работы, вдоль маршрутов прохода техники были оборудованы смотровые площадки. Сотни единиц бронетехники, растянувшиеся на километры, движутся по афганским ущельям. Согласно плану, подразделения выходили по трем маршрутам через пограничные пункты Кушка, Термез и Шерхан.

Советский Союз оставил в дар афганской армии более 2 тысяч объектов разного назначения: порядка 200 военных городков и гарнизонов с инфраструктурой, 142 артиллерийских орудия, 43 реактивные установки и уже по мелочи – стрелковое оружие, гранатометы – тысячи единиц. Правительство Наджибуллы имело хороший запас прочности, и даже лишившись политической поддержки и военной помощи со стороны Советского Союза, смогло, тем не менее, держать власть еще три года.

Проамериканский режим Гани не простоял и дня. Американцы сбежали, бросив технику и оружие на сумму в 85 миллиардов долларов. 75 000 автомашин, 200 самолетов и вертолетов, 600 000 единиц стрелкового оружия – такие цифры озвучил бывший резервист ВМС США, конгрессмен Джим Бэнкс, который в свое время сам занимался поставками вооружения. "Сегодня у талибов вертолетов Black Hawk больше, чем у 85% стран мира". – отметил Бэнкс.

США и союзники сворачивают эвакуацию в Кабуле. Франция объявила об этом в ночь на субботу. Беженцев доставили на военную базу в Объединенных Арабских Эмиратах. В Риме приземлился последний рейс с беженцами, которых эвакуировала Италия. Власти пообещали тем, кого оставили в Кабуле, помощь и после 31 августа.

В Лиссабон прибыл первый рейс с афганцами. Всего 24 человека. До конца августа Португалия надеется привезти 116 беженцев – именно столько готовы принять власти страны. На базу Вунсторф в Германии из Кабула прилетели последние немецкие подразделения. В Афганистане остаются около 300 граждан ФРГ.

Российское министерство обороны провело гуманитарную операцию 25 августа, вывезло 500 человек, для чего было задействовано 4 военно-транспортных самолета с медицинским персоналом, оборудованием, запасом продовольствия. Более половины из тех, кто улетел из страны этими рейсами, – афганцы с российским гражданством.

Были среди эвакуированных и граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана и Украины которые попросили взять их на борт.

Со стрельбой в ночь на 27 августа отправляли последние вывозные рейсы испанцы. Мадрид официально вывез всех интересующих его лиц и всех своих военных.

В субботу самолеты поднимались в небо один за другим. Великобритания сообщила, что вывезла почти 15 тысяч человек. Министр обороны Бен Уоллес дал всем, кто не смог улететь, странный совет – выбираться по земле, зная, вероятно, что все наземные пункты пропуска контролируются "Талибан (запрещена в РФ)ом" (запрещен в России).

А начальник британского генштаба Ник Картер заявил, что была проделана выдающаяся работа по эвакуации: "Это душераздирающе, что мы не можем вывести всех. Лично я, вероятно, получил более 100 сообщений от разных афганцев, которых знал за время моего длительного общения с этой страной, и многие из этих моих друзей не улетят. Не проходит и дня, чтобы у меня не наворачивались слезы на глазах из-за всего этого".

Последним британцем, который улетел из Афганистана, стал Пен Фартинг, бывший морской пехотинец, содержавший в Кабуле приют для животных. Он даже забрал с собой 200 собак и кошек, а вот сотрудников из числа местных жителей ему вывезти не дали.

Афганцы по-прежнему ждут, невзирая на новые сообщения о готовящихся терактах. Спят кто на земле, под забором, кто в багажнике автомобиля с собранными сумками, готовые в любой момент ринуться к самолету.

"Мне как журналисту повезло, но моя семья и много друзей остаются здесь. Не знаю, как это описать", – говорит журналист Кам Нури.

На улицах Кабула и других крупных городов патрули талибов досматривают личные автомобили, по-своему поддерживают правопорядок. Троим задержанным зачем-то завязали глаза. Сообщается, что они были причастны к грабежам, но на камеру демонстрируются некие документы, подтверждающие связь задержанных с прежней властью.