Опыт образовательного центра "Сириус", созданного по инициативе президента (он сам возглавляет его наблюдательный совет), можно и нужно распространить на всю страну. Это смелое заявление. О том, как это сделать, и как устроены образовательные центры в беседе с Сергеем Брилевым рассказала Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех", руководитель образовательного центра "Сириус", член президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию.
- Здравствуйте, Елена Владимировна. Я к вам крученым маршрутом прилетел из Владивостока через Новосибирск и Казань. Три ПЦР. У вас, я так понимаю, тоже все сдают?
- Мы сдаем и ПЦР-тесты все, и вакцинированы.
- А вакцинировались, кстати?
- Да, конечно.
- Я уже даже ревакцинировался.
- И я уже ревакцинировалась.
- А преподаватели у вас дисциплинировано себя ведут?
- Да, почти все. В интересах и во благо.
- А что вот сейчас происходит, лекция идет?
- Да. Там есть лекция, есть занятия. Здесь вечером играет музыка. Ребята занимаются. Это достаточно такое любимое и счастливое место получилось с хорошей акустикой и правильным образом жизни.
- Я, к стыду своему, не знаю, за это надо платить или нет?
- Нет, не надо платить. Это абсолютно бесплатно, даже перелет. У нас отбор осуществляется на основании заявления ребенка. У нас нет никаких квот. У нас есть только наши эксперты и тот, кто поступает на программы.
Сразу объясним: здесь не одни только 100-балльники и олимпиадники. "Сириус" – это модель, которую есть желание и намерение распространить на всю страну. Но как? Чтобы не мешать лекции на лужайке, мы пошли с экскурсией по корпусам.
- Вот здесь видите, тоже немного символично, мы повесили здесь модель "Спутника" 1957 года, когда весь мир понял, каким стратегическим является российское естественнонаучное школьное образование, – показывает Елена Шмелева.
Дальше идем в класс.
- Это физики или лирики?
- Это биологи.
- То есть ребята сейчас видят то, что они не видят в рамках своей школьной программы?
- Конечно, – отвечает Галина Белякова, заместитель декана биологического факультета МГУ.
На некоторые программы – в "Сириусе" преподают науку, искусство и спорт – конкурс составляет по 50-60 человек на место. Но это не значит, что если ребенок не поступил туда с первого раза, то все. Нет! Можно подготовиться, в том числе и через филиалы "Сириуса". Смена в самом "Сириусе" 24 дня. За это время дети продолжают проходить и обычную школьную программу, и дополнительно те предметы, которые хотят узнать глубже. Кроме того, "Сириус" – это и курсы повышения квалификации для педагогов.
- Какая идеальная величина класса?
- Ну, может быть надо говорить про группу 12-15 человек.
Но будет ли это когда-нибудь реальностью за пределами "Сириуса"? Хотя, присмотревшись, понимаешь, что так может быть.
- Очень-очень красивенько, но не шикарно. То есть, это можно за нормальные деньги все сделать?
- Все функционально.
- То есть с вашей философией бюджета можно прийти в глубинку?
- Да!
Разговор продолжается в библиотеке в главном холле при входе.
- Это не связано с какими-то эксклюзивными архитектурными решениями. Мы ведем эту работу много лет в Общероссийском народном фронте и сейчас предложили записать в народную программу "Единой России" некоторые базовые принципы к стандарту. И Владимир Владимирович поддержал это.
- На основе "Сириуса", но для всей остальной страны, в том числе для регионов?
- Да. Потому что сейчас запущена программа строительства новых школ, капитального ремонта – 1300 будет построено, 7,5 тысячи будет отремонтировано. Но нам бы хотелось, чтобы после ремонта школа могла создавать такие образовательные программы и пространства. И мы хотели бы заложить эти требования как базовые, которые обязательно нужно воспроизводить.
Задумка в том, что местным властям уже и деваться будет некуда. Хотя бы потому, что через "Сириус" прошли уже почти 50 тысяч школьников. И они, естественно, везут новые знания и впечатления к себе в регионы.
На занятиях сидят ребята со всей страны. Именно для всей страны в "Сирусе" предлагают еще кое-что.
- Мы выступаем за кратное снижение бюрократической нагрузки и нагрузки на ребенка в школе, чтобы повысить качество образования и качество процесса.
- Очень интересную вещь вы сказали. Экзаменов будет меньше, а знаний больше?
- Мы говорим о том, что сегодня кроме экзаменов, ЕГЭ, есть огромное количество всероссийских, региональных, предметных проверочных и контрольных работ, которые мешают педагогам, мешают ребенку. Они не дают той обратной связи, которая влияет на качество образования. Но дает какой-то эффект непонятного контроля и непонятной размытой ответственности. Педагог может отвечать за процесс, когда у него есть возможность работать с ребенком в комфортном для ребенка и него ритме. То есть педагог должен сконцентрироваться на своих задачах. Таким образом произойдет снижение нагрузки и стресса, а качество повысится.
- У нас этим летом произошла какая-то метаморфоза, я ее до конца понять не могу: почему был недобор студентов даже у ведущих вузов?
- Вы знаете, к сожалению, изменились правила именно на этот конкретный год.
- Вторую волну отменили, насколько я знаю.
- Да. Ее отменили именно с точки зрения ковидных ограничений, с одной стороны. Но по факту произошла некая лотерея как раз в рамках тех мест, которые традиционно рассчитаны на самых сильных мотивированных выпускников. И в целом эта ситуация, конечно, заставляет задуматься и проанализировать, а что вообще происходит, почему ведущие выпускники выбирают совсем небольшое количество вузов, и в этих вузах небольшое количество направлений. Мы хотели бы предложить министерству создать математическую модель распределения, чтобы, во-первых, защитить ребят с точки зрения и стресса, и того, чтобы они оказались именно на тех направлениях, которые нам нужны. Во-вторых, конечно, надо делать все, чтобы региональные вузы тоже работали с такими абитуриентами. И, кстати, центры по модели "Сириуса" создаются в каждом субъекте РФ. Уже 62 центра создано. И каждый региональный вуз должен знать и биться, в том числе, за своих 100-балльников. Это те, кто может развивать технологии своего региона.
- А в сам "Сириус" записаться может любой желающий?
- Абсолютно.
- Это не только для вундеркиндов?
- Это для тех, кто хочет оказаться у самых сильных педагогов, продолжая развивать свои предметные навыки.