"Буран" хотят обменять на останки потомка Чингисхана


Global Look Press

Владелец советского орбитального корабля "Буран", который уже много лет хранится на Байконуре, предложил президенту РФ Владимиру Путину обменять космический корабль на утерянные останки Кенесары Касымова – потомка легендарного Чингисхана. Он был последним независимым правителем казахского народа.

Владелец советского орбитального корабля "Буран", который уже много лет стоит без дела на Байконуре, обратился к Владимиру Путину с предложением. Звучит оно весьма необычно: космический челнок в обмен на утерянные останки Кенесары Касымова – потомка легендарного Чингисхана. Предположительно, они хранятся где-то в России.

Техника, про которую до сих пор снимают документальные фильмы, "Буран" – корабль, который утрачен из-за обвала крыши. Но остался второй экземпляр челнока и один макет, которые сейчас буквально пылятся на космодроме Байконур. Какое-то время искали нынешнего владельца – им оказалась казахская "Ракетно-космическая компания "Байконур". Специальный корреспондент телеканала "Россия 24" Александр Лукьянов пообщался с главой этой организации. Даурен Муса решил обратиться к президенту России с предложением.

"Уважаемый, Владимир Владимирович! Я знаю, что вы человек слова, и за то, что вы пообещали вернуть голову Кенесары-хана, я дарю два этих космических корабля России в музей военной техники на Верхней Пышме", – заявил гендиректор АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" Даурен Муса.

Похожее заявление действительно прозвучало, только формулировка была иной. И первоисточник этой новости – пресс-служба первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В изложении его пресс-секретаря звучало все так: "Российская сторона окажет всестороннюю помощь". И помощь действительно нужна. Ведь до сих пор доподлинно не известно, где находятся останки Кенесары Касымова – потомка легендарного Чингисхана, ставшего последним независимым правителем казахского народа. Его в Казахстане почитают. Но вот где его череп? Есть три версии: в Кунсткамере в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже или вовсе в Омске. Нигде пока не нашли.

"Тема этого артефакта, знакового персоналия для казахского народа, во многом мифологизирована, документально не подтверждена. Должны быть, той стороной, которая настаивает на том, что артефакт находится на территории России, со стороны Казахстана должны быть предоставлены конкретные материалы, документально опять же подтвержденные", – отметил в этой связи старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

А вот как выглядит "Буран", который находится на Байконуре. Не сложно найти видео, как туда нелегально пробираются некие, назовем их "искатели приключений". Состояние можно оценить не иначе как плачевное. И несмотря на то что у советской космической техники есть частный владелец, для ее спасения ничего не делается.

"На мои вопросы, а что он для этого делает – ведь охрану осуществляет Роскосмос, занимался ли он ремонтом ангаров – нет не занимался. Но, видимо, вот так получив акции, получив право владения, он думал, что он сохранит корабли. Тем не менее этот вопрос должен решаться в судах", – считает спецкор Александр Лукьянов.

Не впервые к проблеме нахождения кораблей в ржавых ангарах посреди космодрома привлекли внимание очередные "туристы", которые разрисовали борт "Бурана". На нем появились: "Юра, мы приехали" и нечто философское: "Прежде чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле".

"Дальнейшее пребывание обоих "Буранов" и "Энергии-М" в этих корпусах грозит утерей матчасти. Вам стоит не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой вы ничего не соображаете, а оценить риски вашего, на мой взгляд, безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин", – указал, обращаясь к владельцам, генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

И, кстати, нынешний владелец "Бурана" упомянул музей военной техники в Верхней Пышме. Почему именно туда он предлагает перевезти "Бураны", вопрос открытый. Музей этот больше про танки и автомобили советской эпохи. И не до конца понятно, как можно советовать распоряжаться легендарным кораблем, если было заявлено, что это "подарок". Другое дело, если сделка в том или ином виде состоится, как "Буран" транспортировать?

"Туда съездила НПО "Молния", производитель "Бурана", и посмотрела на предмет транспортировки в Россию. Если удастся выкупить, дело в том, что транспортировка – проблемная вещь. Этот "Буран" не вмещается даже в железнодорожный вагон. Он вдвое больше – его надо разбирать, а часть фюзеляжа резать и сваривать", – заявил руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Артефакт, череп хана, который неизвестно, существует или нет, в обмен на космические корабли – сделка как минимум "тянет" на отдельную главу научно-фантастической книги. И по некоторым сообщениям, в Сибири проводят экспертизу неких останков. Кто знает, может это и окажется наследием казахского народа. И по итогам этих тестов будет понятен следующий разворот околокосмической саги.