ЧП на подъемнике: кто виноват в смерти журналистки

Летом этого года в Кабардино-Балкарии погибла известная журналистка Наталия Мхоян. Автомобиль, в котором она находилась, рухнул вниз с высоты более 40 метров.

Начался суд над предполагаемым виновником гибели ставропольского журналиста Наталии Мхоян. В Кабардино-Балкарии она снимала материал о горе Уллу-Тау. Автомобиль Наталии рухнул вниз с подъемника с высоты более 40 метров. Оказалось, это было уже не первое происшествие. Правда ли, что конструкция работала нелегально?

Это уникальное видео. На кадрах, снятых в горах Кабардино-Балкарии, последний день жизни ставропольского журналиста Наталии Мхоян. Она вместе с оператором едет по трассе, ведущей к горе Уллу-Тау. Подняться на нее можно на специальном подъемнике. Но снять репортаж не удастся. Через несколько часов автомобиль Наталии рухнет с высоты и женщина погибнет.

Ущелье реки Адырсу, что означает "бурная вода", одно из популярных туристических мест в Кабардино-Балкарии. Это Приэльбрусье. Живописные виды на горы открываются наверху. Туда ведет металлическая лестница, где более трехсот ступеней. Можно загнать и автомобиль. Для этого здесь еще в 60-х годах построили специальный грузовой лифт. Правда подниматься все равно нужно пешком, потому что людям находиться на платформе во время движения подъемника строго запрещено. Об этом большими буквами написано в правилах безопасности у входа, иначе штраф 5 тысяч рублей.

Высота — около 60 метров. Конструкция движется по рельсам, проложенным по склону горы. Для туристов и пассажиров авто дорога одна — крутая лестница, словно ведущая в небо. Ступать приходится аккуратно, ступени узкие. Похоже, их не меняли уже полвека, с момента строительства. Наверху встречаем компанию мужчин. Они организовывают горные прогулки на внедорожниках. На личном транспорте здесь теперь не проехать.

— А как можно найти тех, кто подъемником управляет?

— Не знаю. Подъемник закрыт. Он опечатан.

Подъемник закрыли после трагической гибели Наталии Мхоян. Она осталась сидеть за рулем во время подъема машины. Момент падения авто зафиксировала камера наблюдения. Она установлена на стене пункта управления канатным механизмом. На кадрах видно, как белый Renault катится к краю платформы, медленно ползущей вверх. Впереди никаких ограждений. Передние колеса повисают над пропастью, после чего капот упирается в деревья, растущие на склоне. Они буквально сметают машину с подъемника.

Ободранная кора на дереве, поваленная сосна — именно в этом месте автомобиль Наталии Мхоян сорвался вниз. Позади более половины пути. Вниз более 40 метров.

Авто рухнуло в яму под платформой. От удара сильно помялась крыша. Наталия Мхоян скончалась на месте. Видеооператор Сергей Петров был одним из свидетелей происшествия. Он вышел из салона машины перед заездом на платформу, хотел снять процесс подъема. По словам Сергея, машинист слишком быстро запустил механизм, Наталия просто не успела покинуть авто.

— От момента остановки машины и до старта ушло 10 секунд. За эти 10 секунд никто бы ничего не успел сделать.

До сих пор непонятно, что произошло дальше и почему в момент опасности Наталия Мхоян не вышла из машины. Возможно, ее охватила паника, а, может, до последнего она пыталась остановить авто. Здесь еще один вопрос — почему оператор не закрепил транспорт на платформе? Возможно, он проигнорировал и это правило. За всем происходящим на подъемнике следит всего один человек, наверху. По словам оператора, как минимум кто-то один должен быть внизу.

— Машина провисела колесами вниз достаточно долго, секунд 30 точно. За это время можно было нажать на кнопку и остановить подъемник.

Через щель можно увидеть, что внутри этого помещения — там огромные механизмы. мотор, редуктор, а по одной из стен монитор. Он до сих пор передает картинку с камеры, то есть машинист действительно мог контролировать все, что происходит на платформе.

На этой неделе в Кабардино-Балкарии начался суд над предполагаемым виновником трагедии. Это 32-летний арендатор подъемника Тенгиз Тохаев. Обвиняемый находится под подпиской о невыезде. На первое заседание он явился в белоснежной рубашке, в сопровождении адвоката. Мужчина отказался отвечать на вопросы журналистов. Свою версию произошедшего он, похоже, изложил только следователям.

Техника безопасности требовала от него настоять, чтобы все лица покинули автомобиль. Тем не менее, как он сам рассказал, он поддался на уговоры пострадавшей и разрешил ей остаться внутри машины. Вероятно, на этом и будет строиться защита мужчины. Но вот любопытная видеозапись, ее снял оператор Наталии Мхоян, как только они подъехали к подъемнику. В салоне авто, что стоит на платформе, сидят мужчина в красной футболке, панаме и его пассажир. Неужели они тоже уговорили машиниста покататься на лифте? А это кадры из интернета. На заднем сидении авто сидит девушка. А вот, например, наверх едет мотоциклист. Туристы даже придумали название такому развлечению — кавказское метро.

Подруга Наталии Мхоян рассказала следующее:

— Зная Наташу, она не рисковая и садилась в машину с микрофоном. У нее звучала фраза: "Я что, должна ехать?". И тут подъемник тронулся. Никого наверху следящего. У меня ощущение, что человек просто пошел покурить.

Один подъем стоил от тысячи до полутора тысяч рублей. По слухам, фиксированной цены не было. В разгар сезона за день здесь перемещали с десяток автомобилей. Оператору всего-то нужно что нажимать на кнопки.

Конечная остановка платформы. Автомобили выезжали через ворота. Сейчас они опечатаны, но выглядит все это как-то ненадежно. Видно, что скотч был оторван, а затем его даже не смогли приклеить обратно. Не исключено, что даже после происшествия и следственных действий подъемник продолжал работу.

Гибель Наталии Мхоян — не первое ЧП на подъемнике. Владельца платформы Мурата Атабиева даже судили за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В прошлом году с платформы упала женщина и получила серьезные травмы. Сейчас Атабиев снова под следствием. Правоохранители считают, что он незаконно передал подъемник в аренду Тенгизу Тохаеву. Мы попытались лично пообщаться с обоими мужчинами. Но они, похоже, предпочли, чтобы за них отдувались дамы.

В приговоре Мурату Атабиеву суд признал, что подъемник относится к опасным объектам. Он эксплуатировался без регистрации в Ростехнадзоре и не имел разрешительных документов. Мы отправились в республиканское управление ведомства, но там заявили обратное: мол, подъемник не является никаким опасным объектом.

В администрации приэльбрусского района Кабардино-Балкарии тоже пожимают плечами. У подъемника свои владельцы, пусть они и думают, как работать. Якобы им в горах виднее.

Коллеги Наталии Мхоян сейчас вспоминают, что незадолго до гибели она разместила в соцсетях необычный пост. Писала, что гора Уллу-Тау не пускает журналиста. Слова мистическим образом оказались пророческими.

— Уллу-Тау считается священной горой. Она кого-то принимает, кого то не принимает. Это легенды, и они страшным образом подтвердились. Наташа раза два пыталась снять сюжеты, но что то не получалось, а в этот раз все вот так закончилось.

Сейчас близким Наталии Мхоян хочется верить не в легенды Кавказа, а в то, что виновные в ее гибели понесут справедливое наказание. И речь не только о машинисте и арендаторе подъемника. Возможно, ответить придется и сотрудникам надзорных органов, которые должны были контролировать работу опасного объекта. Следственный комитет уже начал в отношении них проверку.