Ровно 20 лет назад украинские военные сбили над Черным морем российский пассажирский самолет Ту‑154. Он летел из Тель-Авива в Новосибирск. По итогам расследования выяснилось, что в лайнер попала ракета зенитного ракетного комплекса С‑200, запущенная в ходе учений. Официальный Киев выплатил компенсацию родственникам погибших, но так и не признал юридической ответственности за катастрофу.
Последние мгновения полета Ту-154 над Черным морем 4 октября 2001, зафиксированные наземным радаром. В 13:45 эта метка исчезнет с экрана, а центр автоматизированного управления "Стрела" запишет попытку экипажа выйти на связь и обрывок вопросительной фразы "куда попало".
В это же время на крымском полигоне Опук, недалеко от Керчи, украинские средства ПВО продолжают масштабные учения, в небо летит одна ракета за другой. Присутствуют военные наблюдатели из 7 стран, журналисты, много разнообразного начальства. Ответственность велика, давление возрастает, и оператор зенитно-ракетного комплекса совершает фатальную ошибку — вместо учебной цели наводится на гражданский самолет. На борту летевшего из Тель-Авива в Новосибирск лайнера находилось 78 человек. Все они погибли.
"Остался один немножко обгоревший кроссовок, больше ничего не нашли в море. Должна быть показана и доказана правда об этом событии. На любом уровне политическом не надо лукавить — надо признать честно", — рассказал отец одного из погибшего.
С честностью на Украине сразу возникли проблемы. Министерство обороны страны выдумывает десятки версий и доказательств своей непричастности. То учения к моменту катастрофы уже завершились, то у снаряда была совсем иная траектория, то он самоликвидировался. Но вскоре российские следователи представили украинской стороне собранные с поверхности моря обломки фюзеляжа с застрявшими в них металлическими шариками. Вот что рассказал заместитель генпрокурора России в 2001 году Сергей Фридинский:
— У меня в руках были поражающие элементы боевой части этой ракеты. Когда я перед ними открыл руку, то сказал: "Вы знаете же, что это такое".
Сергей Фридинский в 2001 возглавлял расследование Генеральной прокуратуры России. Свое проводил и Международный авиационный комитет. Если кратко формулировать вывод, наземный радар ПВО по какой-то причине захватил не ту цель. Учебная мишень была на 200 километров ближе, чем пассажирский "Туполев", но оператор ЗРК, судя по всему, не проверил дальность. Вина расчета, казалось бы, очевидна. Но есть и другой аспект.
Спустя 20 лет мы находимся на том самом полигоне, на мысе Опук, который смотрит в сторону Турции, а если провести воображаемую линию дальше, через континент, то Израиля, откуда вылетел Ту-154. Когда лайнер появился над Черным морем, высота движения составляла 11 километров, а дальность от точки проведения Украиной ракетных стрельб — 250 километров. Для ракет С-200 преодолеть такое расстояние не составляет труда. Это базовые тактико-технические характеристики орудия. И сложно представить, что украинские военные этого не знали. Поэтому, чтобы обеспечить безопасность учений, по-хорошему всю акваторию Черного моря надо было объявить бесполетной зоной. Но организаторы стрельб посчитали радиус в 50 километров достаточным. За его пределами воздушные суда продолжали курсировать по утвержденным коридорам.
"Летел же еще один самолет, Ан-24, пилот которого был очевидцем. Он тоже мог оказаться в зоне поражения и тоже был захвачен системой ПВО в какой-то момент. Да, ракету такой дальности пускать в тех условиях, которые были ограничены границей полигона, было нельзя", — отметил Сергей Фридинский.
Материалы дела российские следователи передали украинской стороне. Американские спецслужбы представили данные своих спутников-шпионов о выпущенной украинской ракете. Но президент Кучма лишь через несколько недель сделал косвенное признание, которое ошарашило многих.
— Не мы первые и не мы последние. Не нужно из этого делать трагедию. Ошибки происходят всюду и не только такого масштаба.
Так, судя по всему, и относятся к произошедшему в украинском истеблишменте по сей день. Ни Борис Калиновский, 20 лет назад потерявший в этой катастрофе отца, ни другие родственники ничего другого от Украины так и не услышали.
Извинения заменили на пачки купюр. Родственники погибших получили по 200 тысяч долларов с формулировкой ex gratia. В переводе с латыни — из милости, без юридического признания вины.
Уголовной ответственности за сбитый самолет никто не понес. Несколько генералов и полковников после катастрофы лишились должностей. В отставку отправлен был и министр обороны Кузьмук, отрицавший причастность украинских ПВО. Но через несколько лет он вновь возглавит ВСУ, а потом станет вице-премьером. Авиакомпании "Сибирь" в 2012-м отказали в компенсациях и возмещении ущерба. Уголовное дело было прекращено в 2004 году с формулировкой "за недостатком улик".