Американская война наплодила наркоманов

Для соседей Афганистана – уход американцев стал большой проблемой. Здесь и афганские беженцы, и террористы, и наркотрафик. Но, похоже, пришедшие к власти талибы, наконец, взялись и за наркоторговцев.

В Тегеране состоялась встреча глав МИД стран-соседей Афганистана: это Россия, Китай, Иран, Пакистан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Российский министр Сергей Лавров принял участие во встрече в режиме видеоконференции.

"Упорное желание западников перекроить Афганистан по своим лекалам привело к печальным последствиям. Хотя кого в США или других западных столицах это волнует? Афганистан, находящийся в тысячах километров, всегда был для них лишь удобным инструментом для реализации узкокорыстных геополитических задач", – заявил глава российского МИД.

Для соседей Афганистана – уход американцев стал большой проблемой. Здесь и афганские беженцы, и террористы, и наркотрафик. Но, похоже, пришедшие к власти талибы, наконец, взялись и за наркоторговцев.

Это место так и называют – "мост наркоманов". Здесь в почти пересохшее за лето русло реки Кабул впадает другая река, не имеющая географического названия. Городская канализация. В жутком смраде и расположился стихийный лагерь тех, кого принято считать отбросами общества. Это самое злачное место в Кабуле. Сюда полиция наведывается регулярно.

Но днем даже стражи порядка не суются. Чуть ли не у каждого второго есть пистолет или нож. Ближе к вечеру, получив дозу, они не так агрессивны. Брать можно теплыми.

Места уколов зажили, но фиолетовые гематомы разрушенных сосудов остались навсегда. Он просто перешел на другой наркотик. Полиция это знает. Проходит реальная операция по поимке тех, кто употребляет наркотики. Конечно, ни дилеров, ни тех, кто представляет преступную мафию, здесь нет. За теми, кто употребляет героин, а их большинство, бегать не нужно. Этих людей в состоянии почти полной прострации берут на месте.

С подсевшими на синтетические наркотики немного сложнее. Они в состоянии добежать по заразной жиже до островков мусора посреди реки. Полиция элементарно брезгует таких преследовать. А одни только окрики не помогают.

Полиция выгнала наркоманов из их зловонных нор, пытается как-то их "сортировать". Помогают военные, чтобы никто не убежал. Пакуют в автобусы и отправляют в центры реабилитации. Сидящие в автобусах говорят то, что тысячи раз уже слышали полицейские всего мира: "Я не виноват, я не наркоман. Отпустите меня".

Среди тряпья в ночлежках находят наркотики. В этом американском подсумке от противогаза – фольга для курения опиума и несколько ампул с запечатанным в них героином. Набор не для личного употребления. Хозяина находят быстро. Не отпирается. Наркодилер поедет в пикапе со спецназом, отдельно от остальных. И совсем в другом направлении.

Нам показали не всех задержанных за последние несколько дней, а лишь тех, которые в своих преступлениях сознались. Процесс над ними долгим не будет. Присутствие адвокатов не предполагается.

Можно сказать только одно: перспектива у этих людей не очень хорошая. Если задержали в первый раз, то могут вызвать родственников и отпустить на поруки. Ну, а если во второй, то ждет шариатский суд, а дальше – на все воля Аллаха.

"20 лет здесь были американцы, и против наркотиков они ничего не делали. Они вели с нами две войны: одну — оружием, другую — наркотиками. Теперь у нас 4 миллиона наркоманов по всей стране. У нас идет борьба с теми, кто производит и продает зелье. Мы передаем их в шариатский суд. По шариату считается, что это большой грех. Эти люди уничтожают жизни не одного человека, а целые семьи", – сказал Абдул Хак – заместитель министра внутренних дел по борьбе с наркотиками.

Амнистия, объявленная талибами по многим статьям, наркотиков практически не коснулась. Суровое наказание за сбыт или производство особо крупных партий обсуждению не подлежит. В массе своей малограмотные наркодельцы слабо понимают, что они не скоро окажутся на свободе.

Хамид – наркодилер.

- Почему вы так уверены, что вас отпустят? Вы же людей убивали.

- Я привез остатки товара, думал, пока власть меняется, успею продать, но не получилось. Я очень надеюсь на амнистию и на то, что с меня возьмут расписку. И если если я нарушу обещание, то тогда меня посадят надолго, – говорит Хамид.

Результат одного удачно проведенного рейда. Прекурсоры для производства героина. То, что у нас называется "афганский казан". Здесь как раз и делают, варят, наркотик. Это синтетический наркотик "шиша". А вот так называемая "таблетка" – смесь синтетики и опиатов. Один из самых страшных в мире наркотиков. Разработан и произведен в Афганистане.

Это как с боеприпасами. Чтобы избежать жертв, лучше взорвать на месте. Первый подобный костер при новой власти. "Вот живое доказательство для вас, для российского телевидения, и для всего мира. Мы победили американцев и войска коалиции. Значит, и наркотики мы тоже победим", – считает Файзулла – сотрудник спецназа Управления по борьбе с наркотиками МВД Афганистана.

- Работа непростая и очень опасная. У вас семьи есть наверняка. Вы не боитесь включаться в эту историю всерьез?

- Я как командир уверяю вас, что мы готовы бороться на смерть, – отметил Шукурулла – командир спецназа Управления по борьбе с наркотиками МВД Афганистана.

Очищающее пламя костра вселяет надежду. И талибы ее культивируют. У тех, кто просто болен, а не производил и не продавал, шанс выжить велик. Для них в одном только Кабуле — несколько реабилитационных центров. В этом на лечении — 1200 человек.

В советское время это был крупный логистический центр. Одно из зданий при американцах принадлежало Центральному разведывательному управлению. А сейчас здесь центр реабилитации наркозависимых. Маска на лице, потому что эти люди с открытой формы туберкулеза, с гепатитом А, СПИДом и всем набором венерических заболеваний. Охрана, потому что те, кто сидят на корточках, в поведении своем не всегда предсказуемы. Их возвращают к жизни за 45 дней. Желающих трудоустраивают.

Сабиту удалось избавиться от героиновой зависимости. Ему доверили автомобиль. "Меня вытащили из темного мира в светлую жизнь. У меня появилась работа. Я доставляю продукты в этот центр. Я никогда уже не буду употреблять наркотики", – говорит Сабит.

Никогда не говори никогда. По статистике, полностью излечиваются от употребления героина лишь 6% наркоманов. Но и это — большая победа. Как минимум несколько десятков тысяч афганцев можно будет спасти. Хотя битва сейчас идет за жизни всех четырех миллионов наркозависимых.