Смоленск – спаситель Московского государства

Смоленск часто называют спасителем Московского государства. Однако этот город не раз защищал всю страну от нападения жестоких врагов.

Смоленск по праву называют спасителем Московского государства. В XVII веке оно могло прекратить существование, если бы на подмогу польскому войску не прибыла основная армия во главе с королем Сигизмундом III. Тем не менее Смоленск два года держал осаду, тем самым защитив всю страну. Об этом рассказала ГТРК "Смоленск" в эфире Всероссийского онлайн-марафона "Славься, Отечество!".

Столице Смоленской области уже более 1100 лет. На протяжении всей своей истории Смоленск был щитом русского государства. На него наткнулась орда Батыя, город противостоял вторжению армий Наполеона, а спустя полтора столетия остановил продвижение на Москву немецко-фашистских захватчиков. Однако даже если врагу удавалось захватить город, это не приносило ему победы.

То же случилось и в начале XVII века:

"Сигизмунд изначально в качестве русского царя предлагал своего сына Владислава. Что ж? Ему даже принесли присягу. Но затем Сигизмунд решает сам пойти на Москву. И, как уже вы знаете, на его пути оказался Смоленск", – рассказал сотрудник музея "Смоленская крепость" Дмитрий Балыбин.

У польского короля были веские основания полагать, что город сдастся без боя. Сама Смоленская крепость была построена в 1595 году. Общая протяженность крепостной стены – 6,5 км, в высоту она достигала 19 м. Сигизмунд предполагал, что такое, пусть и мощное строение будет по силам его армии. Тем не менее он ошибся.

Воеводой Смоленска был назначен 30-летний боярин Михаил Шеин. Именно он организовал сбор продовольствия и боеприпасов для обороны, обучал солдат.

Сигизмунда III смоляне встретили дымом и пожарищами: это догорал посад, примерно 6 тысяч домов за пределами крепости, которые было решено сжечь.

"Поляки называли Смоленск "лукошком", настолько крепость была переполнена людьми. В ней укрылись крестьяне из захваченных деревень, посадские люди, семьи дворян и стрельцов, отправившихся воевать с "тушинским вором" – около 70 тысяч человек. А вот собственно защитников было всего пять тысяч. Офицеры Сигизмунда хвастались, что это "лукошко" они возьмут шутя. Но первые штурмы города их разочаровали", – рассказывают журналисты.

Когда Сигизмунд III понял, что ни переговоры, ни штурм не приносят успехов, он решил взорвать крепость, заложив мины в подкопы. Тогда смоляне начали дежурить по ночам в подземных галереях.

"В этих "слухах" размещалось то, что можно было бы назвать сейсмическими датчиками. Вариантов было немало. Один из самых распространенных и самых точных – было использование тонкостенного медного сосуда. Если его прислоняли к земляной стенке подземной галереи, то в случае обнаружения вибраций сосуд начинал тонко звенеть", – подчеркивает сотрудник музея "Смоленская крепость" Дмитрий Балыбин.

С каждым месяцем положение осажденных смолян становилось все хуже. К зиме 1610 года ощущалась нехватка продовольствия, в городе разбушевалась цинга. Согласно имеющимся данным, смертность достигала до 100 человек в день.

Между тем, под натиском польско-литовской армии сдавались один русский город за другим. Королевичу Владиславу сдалась и Москва. Однако смоляне продолжали ждать поддержки.

Лето 1610 года стало переломным моментом. Из Риги под Смоленск доставили большие пушки, начался обстрел стен. В тот момент о подвиге смолян узнало все русское государство. Дворяне, оказавшиеся в Смоленске после захвата их поместий Сигизмундом, описали мужество защитников крепости. Эта грамота была переписана во многих списках и разошлась по всей стране.

"Фактически завершалась грамота таким призывом ко всем русским людям восстать против поляков. Смоленск остался один как такой особый остров независимости. Именно благодаря вот этому стоянию Смоленска и началось формирование первого, а затем и второго ополчения", – заметил сотрудник музея "Смоленская крепость" Сергей Александров.

Оборона продлилась всю зиму и всю весну 1611 года – в общей сложности 20 месяцев. От голода и болезней численность защитников уменьшилась в десять раз. 3 июня Сигизмунд начал штурм города, ставший последним. После обстрела из тяжелых пушек захватчики ворвались в Смоленск с трех сторон. Смоляне продолжали биться на улицах, фактически умирая с оружием в руках.

Несмотря на взятие города, 20-месячная осада привела к тому, что армия Сигизмунда III оказалась неспособной вести боевые действия. Она была распущена и ушла в Европу. Всего через несколько месяцев собралось второе ополчение, которое смогло освободить Москву.

Однако сам Смоленск был полностью обескровлен и на полвека перешел под владычество Речи Посполитой. Грандиозным памятником мужеству и отчаянности, самоотверженности и доблести смолян стал новый Успенский собор. О подвиге местных жителей до сих пор слагают легенды. Ими восторгаются, а их образ используется в качестве напоминания о важности общего дела.

4 ноября, в День народного единства на медиаплатформе "Смотрим" пройдет 16-часовой Всероссийский онлайн-марафон "Славься, Отечество!". Не пропустите!