Кто и как распродает русское кладбище в Ницце

Кладбище Caucade в Ницце, за которое Россия сейчас тоже борется в Апелляционном суде с управляющей ассоциацией. Ее вице-председатель Алексей Оболенский называет себя княжеским потомком и пытается присвоить себе и кладбище, и старейшую в западной Европе православную церковь.

Долгожданное событие. Храм Архангела Михаила в Каннах и участок, на котором он расположен, возвращаются в собственность России. Таково решение французского суда. Долгие годы из-за судебных тяжб с раскольниками от Русской Зарубежной Церкви храм стоял пустым, разграблялся и разрушался. Впереди – большая стройка. А храм Архангела Михаила может вновь стать культурным центром района Канн.

Долгожданный вердикт французского суда на 30 страницах можно сжать до двух главных слов: "храм – наш". Историческое решение в отношении церкви святого Михаила Архангела вернуло людям надежду.

"Была проделана колоссальная работа. Это наша победа и праздник для всех проживающих на Лазурном берегу", – подчеркнул Станислав Оранский, генконсул России в Марселе.

Проблемы начались почти два десятка лет назад. В управляющей храмом французской ассоциации "Акор" стали делить деньги и бороться за власть, закончилось тем, что судебный ликвидатор решил погасить долги этой самой ассоциации за счет распродажи территории вокруг церкви в историческом районе города, хотя эта земля вовсе не принадлежала управленцам. Глава этой обанкротившейся ассоциации и по совместительству староста церкви Владимир Янсен еще в 2014-м сам себе передал в аренду всю недвижимость на территории и все эти годы, пока шел суд, использовал ее в коммерческих целях, в доме священника, например, открыл отель.

Человек, из-за которого во многом и начались долгие судебные тяжбы за собственность, теперь уверяет, что всегда ратовал за возвращение храма России, да и не прочь бы там остаться. Ключи от большинства построек он пока так и не вернул – суд дал ему месяц, чтобы освободить незаконно занятую территорию.

Следующий этап – укрепление стен храма. Деньги на это готов выделить частный бизнес. Дальше – большая стройка. А пока церковь стоит опустошенная и разграбленная, из убранства, пожалуй, остался лишь ажурный крест, переданный в дар еще князем Голицыным, да мраморный иконостас с люстрами – пожертвования императорской семьи и дворян.

Они открыли для себя юг Франции в середине XIX века. Мать Александра Второго любила отдыхать здесь с детьми. К концу столетия русская община уже составляла значительную часть населения Канн, а церковь, рассказывает живущий по соседству коллекционер Жан Поль, возведенная больше ста лет назад, стала культурным центром района.

"Я здесь родился, рядом с храмом. Со мной в школе были русские дети, были церковные праздники, свадьбы. Нас приглашали, мы все время общались с батюшкой, там были прекрасные сады, где мы гуляли. Нужно церковь, конечно, восстановить, ее очень не хватает", – признается Жан Поль.

Его дедушка, тоже иммигрант из Италии, в 1947 году отремонтировал наш храм, про перебравшихся сюда после революции русских рассказывал, что все были работящие.

Жан Поль проводит экскурсию по дому, который больше похож на музей. Он бережно хранит частички русского наследия – конверты от писем тех лет, посуду, а вот прекрасно сохранившийся саквояж внука Александра Третьего князя Никиты Романова. Сохранились даже бумажные багажные бирки – чемоданчик для личных вещей успел объехать полсвета и вернулся в Канны.

"Я нашел его в одной квартире. Внутри – флаг, который, как мне кажется, относится к вашему флоту, он уже немного старый, даже заплатки есть", – говорит Жан Поль.

Помимо Андреевского флага в его личной коллекции есть старинная посуда из серебра и украшенная невероятно красивыми литыми узорами небольшая коробочка.

Абсолютный трепет испытываешь, когда берешь в руки колье морганатической супруги Александра Второго светлейшей княгини Юрьевской.
В обрамлении из золота и бриллиантов икона, а сзади благоухающая до сих пор ладанка. Княгиня скончалась в 1922-году и похоронена на частном русском православном кладбище.

Кладбище Caucade в Ницце, за которое Россия сейчас тоже борется в Апелляционном суде с управляющей ассоциацией. Ее вице-председатель Алексей Оболенский называет себя княжеским потомком и пытается присвоить себе и кладбище, и старейшую в западной Европе православную церковь святителя Николая и Александры, где отпевали цесаревича Николая. Он даже посягал на Николаевский собор, где, управляя, брал деньги с прихожан за вход, вспоминает бывший казначей его ассоциации.

В 2011 году суд признал собственником собора Россию. Тогда Оболенский перебрался в старую церковь. Унес туда архивы и реликвии, которые выбивала обратно уже французская полиция, отдал не все. Этот же человек вот уже много лет управляет русским православным кладбищем Caucade, где покоятся князья Романовы, Гагарины, Волконские, Толстые, Нарышкины.

"Оболенский продолжает делать абсолютно все, что хочет, с кладбищем. Он продает могилы. После того, как мы подали жалобу, думаю, он больше не развлекается выбрасыванием тел из могил, но большое захоронение около часовни было продано какой-то русской даме за 50 тысяч евро", – рассказал один из местных жителей.

Речь – про могилу Владимира Колокольцова, сына производителя знаменитых шалей, которые носили члены императорской семьи. Образцы хранятся сейчас в Эрмитаже и Русском музее.

Ее разбирали на наших глазах в ноябре прошлого года, купол уничтожили, двери с витражами сняли, фрески не сохранили, говорили, что реставрация. Раньше на этом месте стоял семейный склеп, полностью выполненный из камня. Сейчас внутри – бетонные стены, снаружи – облицовка. Такое историческим памятником уже не назовешь – это новодел.

На некоторых могильных плитах – нагромождение разбитых надгробий, имена, даты смерти – все вперемежку, часть могил будто вскрывали. Потомки похороненных здесь людей решили объединиться, чтобы вместе решить вопрос при необходимости через суд.

Многие в Ницце искренне надеются, что порядок наведет Россия. Решение Апелляционного суда о праве собственности по этому делу ожидают в ближайшие два года.