"Рождественский пост": большая премьера в "Зарядье"

В концертном зале "Зарядье" 29 ноября будет представлена музыкальная драма Сергея Ахунова "Рождественский пост". Зрителей приглашают вспомнить историю блокадного Ленинграда и поразмышлять на вечными вопросами.

29 ноября в концертном зале "Зарядье" состоится мировая премьера музыкальной драмы "Рождественский пост" композитора Сергея Ахунова на текст Сергея Завьялова. В исполнении примут участие оркестр Musica Viva под управлением Валентина Урюпина, Новый Русский Квартет, Минин-хор, ансамбль Ex Libris, а также чтецы: Надежда Маркина, Татьяна Бондаренко, Сергей Шнырев, Сергей Завьялов и Владимир Байков.

Действие драмы происходит в блокадном Ленинграде. Автор разбивает действие на семь частей, каждая их которых соответствует одной из недель Рождественского поста в период с 29 ноября 1941 года по 7 января 1942 года.

Части делятся на методично повторяющиеся разделы: прогноз погоды, поминание святых по церковному календарю и разрешенная монастырским уставом трапеза, в параллель ей – норма продуктов, выдаваемых по продовольственным карточкам, патологоанатомическое описание симптомов алиментарной дистрофии, сводки Совинформбюро, рассказывающие о победе Красной армии под Москвой и, наконец, строфы Богородичной песни, поющейся на Всенощной в конце очередной недели, унесшей десятки тысяч жизней.

В центре каждого раздела эпизоды из жизни рядовой ленинградской семьи: отец, инвалид предыдущей войны, умирает от голода; полуграмотная мать с трудом понимает, что вокруг происходит; ребенок, теряя силы, уходит в мир гастрономических фантазий. Рядом соседи по коммунальной квартире: женщина, впадающая в голодный психоз, старик-интеллигент, сочиняющий вдохновенные модернистские стихи о красоте мертвого города. Таким образом зрители все глубже и глубже погружаются в реальность блокадного города.

"Не так много времени прошло с тех пор, как я впервые познакомился с поэмой Сергея Завьялова "Рождественский пост" и был совершенно пленен, – рассказывает композитор Сергей Ахунов. – Обнаружить такой необычный и крайне интересный текст было большой удачей. Невероятно гибкий, лишенный рифмы, но в тоже время четко структурированный, он открывал большие возможности для написания музыки, и благодаря этому именно музыка становится главным героем драмы. Драма затрагивает глубочайшие вопросы, на которые нет и быть не может общих ответов. Что означает рождение Иисуса Христа в мир, если с его рождением практически ничего не меняется? Что стало с этим миром за 2000 лет с тех пор, как в него пришел Сын Божий, и в котором люди также продолжают умирать от голода и страдания? В чем заключается мужество и героизм человека, все силы которого уходят не на борьбу с врагом, а на то, чтобы человеком остаться? Да и ода римского поэта Горация, появляющаяся в 7-й части драмы и воспевающая мужество героев, выглядит двусмысленно на фоне умирающего города".

Также в постановке будут использованы отрывки из фильма "Третья Мещанская" режиссера Абрама Роома.