Рассекречены документы о битве под Москвой

Министерство обороны РФ рассекретило архивные документы о битве под Москвой зимой 1941 года. Многие рассуждают о воздействии тех или иных погодных факторов на боевые действия. Но непреложным остается факт – остановила фашистов не погода, а мужество и самоотверженность советских людей.

Министерство обороны РФ рассекретило архивные документы о битве под Москвой зимой 1941 года. Крупномасштабное контрнаступление войск Западного фронта под командованием генерала армии Георгия Жукова началось 5 декабря. В результате этой операции немецко-фашистские захватчики были отброшены на сотни километров от столицы.

В ноябре 1941 года на северных и северо-западных подступах к Москве создалась критическая обстановка: немецко-фашистские войска с целью захватить город с севера вплотную подошли к столице. Советское командование, стремясь во что бы то ни стало отстоять Москву, а затем отбросить противника, успешно применяло средства инженерно-саперных подразделений, устраивая на подступах к городу многочисленные завалы, преграды, заграждения.

Это сыграло в оборонительной операции большую роль. Так, одной из серьезных причин прекращения немецкого наступления на севере от Москвы стало создание советскими инженерами искусственной водной преграды в долинах рек Яхромы и Сестры. Кроме создания водной преграды и подрыва мостовых переходов этим тщательно составленным планом также предусматривалось: "Во избежание использования противником замерзших водохранилищ в качестве посадочных площадок вморозить в лед колья".

В опубликованных документах подробно расписаны правила установки знаменитых московских противотанковых ежей. Запрещалось устанавливать ежи без заделки ног в грунт или без взаимного связывания их между собой.

В конце ноября 1-я ударная и 20-я армии, бывшие в стратегическом резерве верховного главнокомандования, своевременно были введены в бой на самом уязвимом направлении против наиболее крупных сил противника, что привело к изменению обстановки в пользу советских войск.

В ночь с 5 на 6 декабря советские войска перешли в контрнаступление, при котором они отбросили противника от Москвы на 90-110 километров, освободив Истру, Солнечногорск, Клин, Волоколамск и другие города.

В ходе контрнаступления под Москвой Красная армия понесла тяжелые потери, поскольку советским воинам все-таки приходилось наступать в условиях численного превосходства противника в танках и орудиях, что требовало огромного мужества и немалой военной выучки.

Победа советских войск в битве под Москвой развенчала миф о непобедимости фашистской Германии. Гитлеровская армия потеряла под Москвой более 500 тысяч солдат и офицеров убитыми, ранеными и пропавшими без вести; 1300 танков; 2500 орудий; свыше 15 тысяч автомобилей и другой военной техники.

Особенно хочется отметить один из малоизвестных эпизодов героической обороны столицы. Речь идет о так называемом гидротехническом маневре. Во второй половине ноября немецкие моторизованные подразделения вышли к берегу Иваньковского водохранилища на Волге. Им открывалась прямая дорога на Дмитров и Клин.

Тогда главный инженер канала имени Москвы Александр Румянцев предложил простой и эффективный способ помешать врагу – сбросить часть накопленной воды, открыв плотину ГЭС. Таким образом, лед, сковавший к тому времени поверхность водохранилища, оказался в подвешенном состоянии. При попытке форсировать водную преграду немецкая техника стала проваливаться под лед и уходить на дно. Наступление гитлеровцев на это участке было остановлено.

Советские инженеры создали еще одну искусственную водную преграду в долинах рек Яхрома и Сестра. В районе железнодорожной станции Карманово река Сестра протекает по специальным водопропускным тоннелям прямо под насыпью канала. Эти тоннели закрыли металлическими щитами. В итоге "запертая" река потекла вспять и вышла из берегов. Кроме того, для усиления искусственного паводка было принято решение открыть два аварийных водосброса на канале. Это затопило поймы двух рек вплоть до Волжского водохранилища.

"Произошло не только затопление поймы рек, но была пущена вода в русло рек, с тем чтобы лед вскрыть. И немцы на себе испытали действительно вот этот внезапный пуск воды", – рассказывает главный документовед по работе со СМИ и общественностью Центрального архива Министерства обороны Виктория Каяева.

И это лишь один из примеров грамотных тактических и стратегических решений во время битвы за Москву. Удивительно, что на Западе, а уже тем более в Германии, у отдельных личностей хватает наглости списывать неудачи фашистов на плохую погоду в России. Не так давно журналист издания Die Welt, к примеру, объяснил поражение немцев под Москвой дождями и распутицей. Был "генерал Мороз", теперь появился "генерал Грязь".

"Когда немцы сваливают все на погодные условия, это ложь! Несмотря на то что наши части находились в меньшинстве, мы разбили фашистов. Оборона Москвы, там примеров героизма массового – можно сутками сидеть и говорить. И перечислять. И я просто уверен: всех героев мы и не перечислим", – отмечает военный историк, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов.

Кстати, и про погодные условия тоже ложь. С самого начала битвы за Москву в регионе в большей степени царила засуха. Вот только в декабре 1941-го осадков оказалось немного больше обычного, но и в этом случае аномалию нельзя считать экстремальной.

А вообще в холодный период 1941-1942 годов в атмосфере над Европейской территорией страны доминировали блокирующие антициклоны. Например, в ноябре, в период наиболее ожесточенных боев на ближних подступах к столице, циклонам лишь трижды удалось пробиться в регион. В результате "генерал Грязь" действовал лишь на территории Западной Европы.

А если и был какой-то негативный погодный фактор, который, впрочем, в равной степени воздействовал и на бойцов Красной армии, и на фашистов, так это морозы.

Холодная аномалия температурного режима на Европейской территории начала формироваться уже в октябре, а в январе 1942 года она достигла максимального размаха – средняя температура в Москве оказалась на 10 градусов ниже нормы. Вообще такая стужа случается в городе лишь раз в столетие.

Ленинград от морозов не спасло даже соседство с теплым Балтийским морем. И хотя стужа и принесла неисчислимые страдания блокадному городу, она раньше климатических сроков заморозила Ладожское озеро, что позволило проложить по его льду спасительную Дорогу жизни.

Можно много рассуждать о воздействии тех или иных погодных факторов на боевые действия. Но непреложным остается факт – остановила фашистов не погода, а мужество и самоотверженность советских людей.