Тропа открытий в Нотр-Дам привела Папу Римского к епископу Парижа

Можно предположить, что Ватикан давно знал о замысле социализации Нотр-Дам. И был согласен с этим замыслом, чему противился отстраненный от службы Мишель Опети. Чтобы протащить проект, пришлось пожертвовать главой парижской епархии. Проект мгновенно утвердили.

Вечером в пятницу, 10 декабря, стало известно об открытом конкурсе проектов реконструкции Собора Парижской Богоматери. Насколько конкурс "открытый", можно судить по тому, что на сайте министерства культуры Франции выложен единственный проект, представленный парижской епархией и уже одобренный Французской комиссией по национальному наследию и архитектуре с оговоркой, что некоторые детали нужно доработать.

Проектом предусматривается, что крыша и шпиль восстанавливаются в их прежнем состоянии, но в некоторые части собора будут внесены радикальные изменения. Под реконструкцией епархия понимает перестановку исповедален, замену скульптур на стрит-арт, посвящение одной из часовен охране окружающей среды, установку в храмах съемных скамеек, изменение освещения в зависимости от времени года, создание видеопроекций на стенах.

Задача поставлена нешуточная – превратить пространство собора в "более дружелюбное" по отношению к нехристианам с помощью аттракциона "Тропа открытий" со световыми и звуковыми эффектами. С точки зрения авторов проекта, они создадут "эмоциональные пространства".

Газета The Telegraph назвала этот план "политкорректным вандализмом"; британская газета Daily Mail считает, что Нотр-Дам "превращается в тематический парк развлечений": собор перестраивается с помощью таких экспонатов как "Тропа открытий" и "Христианство для чайников". А парижский архитектор Морис Кюло и вовсе не церемонится, вводя новый термин – диснеевизация: "Это как если бы в Нотр-Дам влезла компания "Дисней".

Около 100 представителей французской общественности – историки, искусствоведы, эксперты по охране памятников, философы и бизнесмены – опубликовали на страницах Le Figaro открытое письмо с критикой проекта, справедливо полагая, что он исказит убранство и литургическое пространство храма.

Они напомнили, что после пожара, практически уничтожившего храм в 2019 году, миллионы людей всех национальностей жертвовали деньги на восстановление памятника: собранный миллиард евро стал признанием в любви собору Нотр-Дам и дал французам надежду на возрождение этого памятника художественного и духовного наследия.

Эксперты призывают с уважением отнестись к собору, восстановив его в том виде, в котором он был завещан потомкам. Но сегодня это воскресение поставлено под угрозу проектом перепланировки внутреннего пространства памятника, признают специалисты.

Будет проект утвержден или нет, неизвестно. Тем временем газета Daily Mail в статье, посвященной собору, предлагает своим читателям задуматься о роли в лоббировании надрелигиозного проекта президента Франции. Тем более, что Эммануэль Макрон не скрывает намерения "разрешить посетителям вернуться Нотр-Дам в 2024 году, когда в Париже будут проходить Олимпийские игры". А значит ожидается наплыв туристов самых разных религиозных, этических и эстетических взглядов.

Однако концепция епархии по переустройству собора придает новый смысл внезапной и очень быстрой отставке архиепископа Парижа Мишеля Опети Папой Римским Франциском. Тем более, что сам понтифик на прошлой неделе проговорился журналистам, что не сексуальный скандал стал причиной такого решения. Но об истинных мотивах он умолчал.

Теперь же можно предположить, что Ватикан давно знал о замысле социализации и расхристианизации Нотр-Дама – одного из самых ярких символов признания реальности Бога для людей любых взглядов. И был согласен с этой идеей, чему противился Мишель Опети. Чтобы протащить проект, пришлось пожертвовать главой парижской епархии (публикация в газете о скандальной интимной связи епископа пришлась как нельзя кстати). И как только стало некому постоять за собор Парижской Богоматери, проект епархии мгновенно утвердили.

Однако можно допустить и прямо противоположную трактовку событий. Тем более, что Католическая Церковь – столь же закрытая структура, как и остальные церкви, и правду, скорее всего никто не узнает. Версия номер два заключается в том, что епархия под руководством Мишеля Опети разработала проект без консультаций с церковным руководством.

Полагая, что французам лучше знать, каким быть достоянию республики, Опети также забыл о том, что христианство Европы лежит в основе гуманистических ценностей, оно создало образ глубокого и сложного человека, каким он сейчас является, почему бы ему не предложить обновление собора путем превращения его в памятник католичества-лайт.

В этой версии есть слабое место – это отношение епископа Парижа к Нотр-Даму. Опети призывал Францию молиться за храм во время пожара, проверял каждый шаг восстановления, старался молиться в нем, служить при первой возможности. Но исключать подобное развитие событий было бы непрофессионально.

В 2005 году в России вышел роман-антиутопия Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери". События разворачиваются в 2048 году во Франции, где власть захватили иммигранты. Основная часть населения покорно принимает ислам (немногие уходят в движение сопротивления), большая часть культурного наследия и произведений искусства уничтожена, а собор Нотр-Дам превращен в мечеть Аль-Франкони. Вряд ли Чудинова могла предположить, что события произойдут на 20 лет раньше и что захвата Франции для уничтожения христианского памятника не потребуется: епархия его отдаст добровольно.

Одна надежда, что Собор Парижской Богоматери переживет решения светской и религиозной власти, как пережил времена, когда в ходе Французской революции в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы эта "твердыня мракобесия была снесена", они должны уплатить мзду "на нужды всех революций". Собор был объявлен Храмом Разума. В июле 1793 года Конвент объявил, что "все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица Земли", и Робеспьер лично распорядился обезглавить "каменных королей, украшающих церкви".

Собор был возвращен Церкви и заново освящен в 1802 году. По закону 1905 года О разделении церквей и государства он находится в государственной собственности, а Католическая Церковь имеет право вечного безвозмездного пользования.