Ракеты, которые изменили мир: заводу "Авангард" исполняется 80 лет

Единственное предприятие, которое выпускает ракеты для знаменитых зенитных комплексов С-300 и С-400, – московский завод "Авангард" отмечает сегодня большой юбилей – 80 лет со дня основания. Его история началась во время Великой Отечественной войны с серийного выпуска и ремонта авиационных двигателей. А позже доминирующей стала именно ракетная тематика. Сегодня продукцию "Авангарда" знают, в том числе, и далеко за пределами нашей страны.

Готовую ракету комплекса С-400 готовят к отправке на предприятие, где она получит боевую часть – ту самую начинку, благодаря которой и уничтожает гарантировано любую воздушную цель. А начинается все с кузнечно-прессового цеха, где из металлических заготовок получают детали – элементы силового набора будущей зенитной ракеты.

"Обычно в таких крупных городах, как Москва, это производство убыточно. У нас снятие рубля с квадратного метра очень большое", – говорит генеральный директор "Авангарда" Денис Попков.

Далее – механосборочный цех. Не на много моложе кузнечно-прессового, но станки здесь самые новые – фрезерные с числовым программным управлением. После нескольких циклов обработки получаются такие вот детали: это лонжероны, силовой набор аэродинамического руля. То, собственно, чем ракета управляется в полете. И обязательно в конце доработать напильником. Может, в этом как раз и секрет, что все делается руками, поэтому русские ракеты такие надежные.

Свою историю завод ведет с 24 января 1942 года, когда еще гремели бои под Москвой. Постановлением Государственного комитета обороны на северо-западе Москвы был создан завод для производства и ремонта поршневых авиадвигателей. После войны здесь создавали вооружение для первых стратегических бомбардировщиков Ту-4.

Потом перешли на ракетную тематику – противовоздушная и противоракетная оборона. Ракета для комплекса С-75 стала непревзойденной во всех смыслах. Самая надежная и самая воюющая в мире. Особенно успешно сбивали они американские самолеты: в мае 1960 самолет-шпион U-2 в небе над Уралом. Во Вьетнаме сбили больше 1000 самолетов.

"Это фрагмент самолета B-52, который был уничтожен во время Вьетнамской войны. Это подарок вьетнамских военных нашему заводу. Был уничтожен 27 декабря 1972 года над Ханоем", – рассказывает сотрудник музея завода "Авангард" Григорий Миленин.

В долгой 80-летней истории было все. От безысходности по конверсии пришлось даже выпускать стиральные машинки и холодильники. Но главное – сохранили основное производство боевых систем. А когда в 2002 году "Авангард" вошел в состав концерна противовоздушной обороны "Алмаз-Антей", началась другая жизнь.

"Вхождение дало стабильность, дало возможность модернизировать оборудование. Вы видите, сейчас современное предприятие, которое выполняет все задачи по гособоронзаказу", – говорит заместитель генерального директора концерна "Алмаз-Антей" по производственно-технологической политике Александр Ведров.

Комплексы ПВО, которые строит "Авангард", защищают важнейшие объекты от ударов авиации, стратегических крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет. Даже в условиях радиоэлектронного противодействия. Это мировой бренд, чья высочайшая надежность и эффективность не оспариваются никем. В том числе потому, что у каждой такой ракеты крепкая нервная система.

Электромонтажный цех. Здесь выполняется самая тонкая работа: здесь мотают нервы, ракетные. И лучше эту работу выполняют женщины, потому что здесь нужны внимание и усидчивость – работа на кончиках пальцев.

"У нас конкретно идет вязка колодок. Потом у нас идет маркирование колодок, каждой позиции. То есть мы полностью все маркируем", – поясняет монтажник электрооборудования Олеся Милевская.

Электрика отвечает за прохождение команд и сигналов. А значит, должна работать без сбоев. За это отвечает система многоуровневого контроля.

"Жгут, который мы видим вот здесь, – это тысяча паек. И тысяча паек проверяется контролерами. То есть все визуально проверяется на цвет, на форму, на все параметры, которые заложены в конструкторской документации", – рассказывает начальник электромонтажного цеха Елена Кулакова.

Вот это и есть аэродинамический руль, внутри которого и находится лонжерон. Вот здесь, под обшивкой. После старта ракеты рули раскрываются и управляют полетом изделия. Именно так называют оружейники ракету, это такой профессиональный сленг. Сейчас мы как раз видим, как их упаковывают в транспортно-пусковые контейнеры, чтобы отправить заказчику.

В зеленых контейнерах – для российского заказчика, то есть для Министерства обороны. В контейнерах песочного цвета – на экспорт. Контракты расписаны на много лет вперед.