Тема:

Ситуация на Украине 2 часа назад

Не под польского Дуду: "Веймарский треугольник" готов к диалогу с Москвой

У Джо Байдена укрепляются подозрения, что Париж и Берлин способны о чем-то договориться с Москвой за спиной американцев. Пишут, что Макрон привозил Путину некие предложения по решению украинского кризиса. В российской столице этим вечером приземлялся самолет главы британского МИДа Лиз Трасс.

Москва пока не услышала от киевских властей заявлений о готовности выполнить соглашения, касающиеся Донбасса. Как отметили 9 февраля в Кремле, ситуация должна проясниться после телефонных переговоров Владимира Путина с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Лидеры договорились созвониться после того, как французский лидер завершит свой дипломатический марафон, в ходе которого он побывал в Москве, Киеве, а теперь и в Берлине.

И пока в российской столице этим вечером приземлялся самолет главы британского МИДа Лиз Трасс, зарубежные СМИ обсуждали итоги разговора лидеров Франции, Германии и Польши, которые заявили, что готовы к диалогу с Россией о европейской безопасности. Что кроется за этой готовностью?

До сих пор в украинском вопросе Германию и Францию с Польшей связывало совместное пособничество государственному перевороту на Украине 2014 года. Но даже общее признание мнимой агрессии России в Донбассе не отменяет того факта, что Берлин и Париж худо-бедно ищут выход из кризиса в диалоге с Москвой, а Варшава слушает голос Америки.

В этой связи присутствие на вчерашней встрече Олафа Шольца и Эммануэля Макрона еще президента Анджея Дуды выглядело совершенно лишним. Оно явно не способствовало откровенному разговору. Эта внезапная реанимация "Веймарского треугольника" была призвана продемонстрировать готовность ЕС согласно реагировать в случае "продолжения российской агрессии".

"Наша общая цель – предотвратить войну в Европе. Стягивание российских войск к границе с Украиной вызывают тревогу, и наши оценки ситуации совпадают. Дальнейшее нарушение территориальной целостности и суверенитета Украины неприемлемо и будет иметь далеко идущие последствия: политические, экономические, геостратегические. Вчера я обсудил ситуацию с американским президентом Байденом в Вашингтоне, и мы полностью придерживаемся одной позиции", – заявил канцлер Германии Олаф Шольц.

У ряда европейских и украинских политиков есть обыкновение (в этом вторые даже превзошли первых) – в гостях говорить одно, а по возвращении домой – совершенно другое. Выглядело так, что Дуда должен проконтролировать, чтобы Шольц публично ни на йоту не отступил от заверений, данных в понедельник Джо Байдену.

"На мой взгляд, самое важное сегодня – это единство и солидарность. Мы должны показать, что мы говорим одним голосом, и мы должны показать, что мы – сообщество. Мы должны показать, что нас нельзя сломить, и, на мой взгляд, мы также должны показать, что мы не отступим", – накачивал ситуацию Дуда.

Прямо скажем, неожиданно, Дуду обскакал первый президент Польши.

79-летний ветеран политики Лех Валенса в интервью газете Rzeczpospolita призвал Запад не то, что не отступать, а атаковать Москву.

"На этот раз мы должны быть мужественными. Я очень уважал Путина и поддерживал его, — заявил Лех Валенса. — Я говорил, что у России есть проблемы, но это великая страна. Но на этот раз он зашел слишком далеко. Нельзя отступать, ведь каждая следующая атака Путина будет еще хуже. Весь мир должен мобилизоваться и предотвратить нападение на Украину. Если Путин атакует Киев, должна быть немедленная реакция — атака на Москву. Вы должны подготовиться".

Будь у Вашингтона все такие прыткие, как Валенса, не пришлось бы приставлять соглядатаев к союзникам. А так – повод есть. Начать с того, что Германия отказывается поставлять Киеву оружие – вместо гранатометов в районе передовой появляется министр Анналена Бербок с единственным результатом: теперь мы знаем, что черный цвет ей к лицу, а бесконечное нытье украинского посла Андрея Мельника на всех немецких каналах не приносит результата. Он уже не знает к кому обратиться и лепит такое, что можно и аккредитации лишиться за вмешательство во внутренние дела.

"Я бы хотел обратиться к немецкой общественности: пожалуйста, помогите нам поменять курс немецкого правительства, отодвинуть в сторону внутриполитические интересы партий и признать – Германия находится на перепутье", — требует от германского народа украинский посол.

Мельника спасает то, что к нему уже привыкли, и жалеют, да и в конце концов не менять же шило на мыло.

То, что Германия не вооружает киевский режим – дело десятое, ведь все признают – ни американское, ни британское оружие не переведут ВСУ на качественно новый уровень. Несколько больше Вашингтон нервирует неготовность Берлина к самопожертвованию – то есть разрыву всех экономических связей с Россией в случае чего.

Кстати, такие опасения существуют и относительно Парижа, где, видимо, помнят про вертолетоносцы типа Mistral для России и про контракт на подлодки для Австралии.

"Давайте не будем позволять американцам заставлять нас занимать позицию, которая не отражает мнение европейцев", — добавляет министр экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэр.

Такого рода заявление, конечно, укрепляют подозрения, что Париж и Берлин способны о чем-то договориться с Москвой за спиной американцев. Пишут, что Макрон привозил Путину некие предложения по решению украинского кризиса – звучит понятие "финляндизация" или постоянный нейтралитет – а также по переустройству европейской безопасности, которые не были согласованы с Белым домом. Возможно, у Макрона скоро выборы, рейтинг не стабилен, поэтому нужен впечатляющий результат.

"Мир и стабильность на европейском континенте наше самое ценное сокровище. Наша обязанность – делать все необходимое для его обеспечения и сохранности. Мы должны защищать сплоченность европейцев и их союзников. Речь идет о защите принципов, выработанных за последние 30 лет в Европе, а именно о защите суверенитета и территориальной целостности всех стран. Мы должны искать пути и решения, чтобы продолжать этот непростой, но важный диалог с Россией в различных форматах", — убежден Эммануэль Макрон.

Ближайший формат, который получит продолжение, нормандский: 10 февраля в Берлине будет встреча на уровне политических советников.