Искусственная волна принесла естественные проблемы. В редакцию программы "Вести. Дежурная часть" обратилась косметолог из Москвы, которая после похода в столичный серфинг-центр получила серьезную травму. Теперь она может остаться инвалидом. Удивительно, но организаторы экстремального развлечения не то, что не выплатили девушке компенсацию, даже не принесли извинений. Мы решили разобраться в этой истории и узнали обо всех подводных камнях рискованного отдыха.
На ярких кадрах с отдыха – последние минуты беззаботной жизни москвички Екатерины Пастушковой. Ее жизнь на "до" и "после" разделил поход в столичный серфинг-центр. Девушка встает на специальную доску. Рядом тренер. Сначала он держит ее за руку, потом отпускает. Екатерина какое-то время стоит на воде, но покорить волну не получается. Девушка падает вниз головой.
"Меня повело к бортику бассейна головой. Естественно, я одной рукой придерживала – мне хотелось защитить свою голову от бортика. И вторая рука попала в решетку для циркуляции воды. Попал в нее палец, к сожалению, я его не успела вытащить, меня течением понесло дальше. И оторвало фалангу", – поясняет Екатерина Пастушкова.
Последствия травмы – на снимках, которые мы не можем показать без ретуши. Врачи пришили Екатерине палец на кисти правой руки и поставили спицы, чтобы зафиксировать кость. Лечение еще не закончено. Девушка – косметолог по образованию – осталась без работы. Все приходится оплачивать самой. Сумма уже превысила 350 тысяч рублей. По словам Екатерины, она не дождалась от серфинг-центра ни компенсации, ни извинений.
Бассейн с искусственной волной находится на первом этаже торгово-развлекательного центра в столичном районе Сколково. В праздники и выходные здесь ажиотаж. Сейчас никого нет, идут технические работы. Но именно здесь, в том месте, откуда выходит вода, и произошло ЧП.
Этот серфинг-центр открыли минувшим летом. Праздник проходил с большой помпой, несмотря на пандемию и ограничительные меры. Владелец заведения – бизнесмен Василий Прачёв лично презентует проект и зазывает на волну всех любителей экстрима.
"Наш основной слоган "Изобретая океан". Потому что, казалось бы, чего его изобретать?" – рассказывает владелец серфинг-центра в июне 2021 года.
Василий Прачёв, судя по всему, бизнесмен широкого профиля. Он постоянно пытается что-то изобрести. Перед тем, как встать на волну серфинга, плавал в море криптовалютного бизнеса. На этих кадрах он дает умные советы, как правильно майнить.
"Работа с майнингом, как и работа со своим криптопортфелем, как и с любым портфелем по любым акциям, по любым инструментам, они строятся на какой-то гипотезе", – глубокомысленно замечает бизнесмен.
Возможно, гипотезы в сфере майнинга не сработали. И Василий решил поплыть по течению более модных увлечений. Отдых с долей экстрима в его центре, похоже, поставлен на поток. По словам клиентов, в заведении экономят даже на безопасности. Как рассказала подруга пострадавшей Екатерины, именно она сняла момент падения на телефон и оказала первую помощь.
"На месте не было никакого медицинского пункта, никакого из медработников не было. То есть я сама нашла лед и приложила к пальцу, чтобы как-то замедлить, возможно, какие-то последствия", – рассказывает подруга пострадавшей Арина Рюмина.
Пока Екатерина проходила лечение, ее друзья пытались добиться компенсации. В серфинг-центре их заверили, что все клиенты застрахованы, и в случае ЧП положены выплаты. Но дальше общение зашло в тупик. Представители компании якобы предложили пострадавшей минимальную сумму без учета предстоящих операций, а также потребовали письменно отказаться от всех претензий.
"Когда мы начали общаться с юристом, общение уже перешло в плоскость давления, что нам нужно подписать определенные документы с минимальной суммой. Согласно этому документу мы должны были прекратить любые претензии в их адрес", – продолжает Кирилл Рюмин.
Чтобы прояснить ситуацию, мы вместе с пострадавшей Екатериной и ее другом отправились в тот самый серфинг-центр. При виде телекамеры и девушки с гипсом некоторые клиенты отказались идти в бассейн.
"Пришили обратно палец?" – спрашивают девушку.
"Пришили обратно, да. И будут ставить имплант. Кости нет уже. Сейчас спасают, как могут", – отвечает Екатерина.
"Ой. Аж сердечко заколотилось. У меня вообще аж прямо все в мурашках", – тут же реагирует знакомая с ситуацией девушка.
Позже к нам вышел человек, назвавшийся юристом серфинг-центра. Неужели этот тот самый, который пытался шантажировать пострадавшую?
"Меня зовут Виталий. Фамилию я пока не буду говорить", – представился он.
"Вы же не в розыске? Чего вы боитесь?" – спросили тут же его.
"Я просто не буду говорить фамилию и все", – заявил на это юрист.
Юрист Виталий поспешил скрыться от съемочной группы телевидения. Вопросы так и остались без ответа. Неизвестно, где сейчас находится и владелец серфинг-центра. По некоторым данным, в момент ЧП в заведении Василий Прачёв отдыхал на Мальдивах. В его соцсетях много фото с зарубежных курортов. Мы дозвонились до бизнесмена, но разговора не получилось.
"Все через пиар, пиар-службу", – заявил владелец серфинг-центра Василий Прачёв.
"Вы как владелец переживаете за такую ситуацию?" – интересуются у него журналисты.
"Все через пиар-службу", – настаивает владелец бизнеса.
Ответ пиар-службы серфинг-центра тоже не внес ясности.
"Команда клуба выражает сожаление, что знакомство с серфингом для нашей клиентки закончилось травмой. Экстремальные виды спорта сопряжены с такими рисками, поэтому требуют от человека полной ответственности за свои действия и их последствия", – заявили в компании.
Серфинг – действительно экстремальный вид спорта. Чаще всего профессионалы скользят по естественной волне под открытым небом, где нет никаких преград и ограждений. Занятия серфингом в закрытом бассейне опаснее в несколько раз.
"При падении возможны удары как о дно, так и о борта. И понимая это, нужно иметь определенные навыки, которые позволят избежать серьезных повреждений", – поясняет владелец серф-клуба, тренер Иван Климов.
Организаторы экстремального отдыха не могут не знать обо всех подводных камнях этого бизнеса. А потому, по мнению юристов, обязаны строго следить за безопасностью клиентов.
"Вот этот хозяин этого бассейна. Как у него хватило, я не знаю, наглости, наверное, или отсутствия ума, – удивляется доктор юридических наук, профессор Михаил Барщевский. – Как не решить вопрос мирно? Потому что виноват же. Однозначно виноват. Закон предусматривает возмещение морального вреда, но судебная практика взыскивает его в размере 10 тысяч рублей, 20 тысяч рублей, 100 тысяч рублей. А почему? Это мы во столько оцениваем моральные страдания? Поэтому я очень надеюсь на то, что при рассмотрении дела в суде моральный вред будет взыскан как минимум в размере 20 миллионов, хотя бы потому, что лечить надо деньгами".
Глядя на кадры происшествия, юристы сходятся во мнении, что в заведении явно не соблюдались требования безопасности. И непонятно, куда все это время смотрели проверяющие органы.
"Мы посмотрели с вами на этот бассейн. Там ведь небезопасное оборудование. Там какие-то цементные стены, очень крутая волна. Там какие-то решетки непонятные. А если бы она ударилась головой?" – задает резонный вопрос почетный адвокат России Людмила Айвар.
Пострадавшая Екатерина Пастушкова уже написала жалобу в Роспотребнадзор и обратилась с заявлением в полицию. Она хочет привлечь к ответственности бизнесменов, поставивших крест на ее карьере. Ведь для косметолога руки со здоровыми пальцами – как и для пианиста. Это главный рабочий инструмент.