У христиан восточной традиции, иначе говоря, у православных, начался Великий пост. Это время подготовки к главному событию в жизни каждого христианина – Воскресению Христову, к Пасхе.
Великий пост состоит из постоянных и переменных составляющих. Каждый год меняются даты, на которые пост приходится, поскольку они рассчитываются в зависимости от Пасхи.
Пост может начинаться в любой день с 15 февраля по 21 марта и заканчиваться строго в воскресенье с 3 апреля по 7 мая. В этом году праздник Воскресения Христова попадает на 24 апреля. Соответственно, Великий пост начинается 7 марта.
Постоянных составляющих намного больше. Во-первых, у православных подготовка к Великому посту всегда начинается заранее – за 4 недели. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеное. После короткой службы – вечерни – происходит чин взаимного прощения, символизирующий начало Великого поста.
"Я перед каждым из вас виноват своим недостоинством. Я говорил вам много добрых, правдивых слов о Боге, о духовной жизни, а сам я так недостоин даже того, что я знаю об этом, что я проповедую… Простите, если можете, а если не можете простить, помолитесь Богу, чтобы у меня хватило времени так покаяться, чтобы и вы могли меня простить" – сказал на проповеди в 2002 году митрополит Антоний (Блюм) Сурожский.
В этом году перед началом поста похожие по смыслу слова произнес протоиерей Владислав Свешников. Он сказал, что настало время попросить прощения так, чтобы эту просьбу Господь действительно исполнил. Но такое прощение дается только однажды: когда человек действительно готов после прощения-раскаяния начать жить как христианин. К словам проповедников остается только добавить, что попросить прощения за себя и простить у других никогда не поздно на протяжении всего поста. Даже на Пасху.
Во-вторых, в нем всегда 5 недель и 5 дней, относящихся непосредственно к Великому посту. После чего следуют Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение.
И еще одна – последняя – Страстная, стоящая немного особняком, поскольку события, которыми были наполнены эти дни две тысячи лет назад имеют для христиан особое значение. Страстная неделя (седмица на церковно-славянском языке) длится только 6 дней.
Кроме того, каждая седмица-неделя имеет свое особое название и службы в течение этого времени не только несут конкретный смысл в память о важнейших событиях в жизни Церкви, но и следуют друг за другом в регламентированном порядке.
Следует также знать, что самые строгие (в силу важности смысловой нагрузки) первая, четвертая и Страстная недели. Строгие в первую очередь в духовном смысле. В это время христиане стараются молиться больше обычного, читать Библию и размышлять над Священным Писанием, не пропускать службы в храме, чаще причащаются и исповедуются. И следят со своим душевным состоянием, стараясь сохранить настрой на мир и добрые дела.
Литургий не будет по понедельникам, вторникам и четвергам на протяжении всего поста (если нет большого праздника), а по средам и пятницам совершается особенная литургия Григория Двоеслова. Чаще ее называют литургия преждеосвященных Даров. Это вечерняя служба, во время которой христиане причащаются Святыми дарами, освященными на предыдущей полной литургии.
Что же касается поста с точки зрения диеты и неупотребления определенных продуктов, таких как мясо, рыба или молоко, корректировка рациона, безусловно, необходима. Тем не менее вопрос о том, как необходимо питаться обсуждается в Церкви не один век. И однозначного решения нет.
Например, живший в VI веке во времена императора Юстиниана преподобный Варсонофий Великий не ставил воздержание от пищи в зависимость от борьбы со страстями. Он считал, что "пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста". Из слов святого, почитающегося всех христианской Церковью, становится понятно, что для него эти явления существуют параллельно.
Главное же, по словам митрополита Антония, "сегодня начинается для нас всех путешествие. Мы идем вместе со Спасителем Христом к Его распятию. Мы идем, как ученики Его шли, рядом с Ним. Они не знали, что Он идет на крест, — мы знаем. И поэтому мы должны продумать себя: как нам идти вместе, рядом со Христом на Его распятие, на смерть, которую Он принимает за каждого из нас".