Здоровое долголетие и старение 6 месяцев назад

Трансплантация кишечных бактерий обратила вспять признаки старения

Кишечные бактерии способны "омолодить" целый ряд органов пожилого организма, включая мозг.

Фото Pixabay.

Учёные пересадили молодым мышам фекальные бактерии старых грызунов и наоборот — снабдили "стариков" молодой микробиотой. Исследователи увидели, что такой взаимный обмен заметно повлиял на здоровье кишечника, глаз и мозга животных.

Люди в поисках вечной молодости вряд ли задумаются о пересадке кала как возможном способе победить старение.

Однако ряд новых исследований указывает на то, что фекальная трансплантация (а если точнее, именно пересадка кишечной микробиоты) помогает побороть ряд серьёзных заболеваний, таких как COVID-19 и даже алкоголизм.

Кишечные бактерии скрывают множество секретов, и их состав может как улучшить спортивные достижения, так и повлиять на тяжесть инсульта.

Недавно учёные из Великобритании провели новое исследование на мышах, которое показало, что пересадка фекальной микробиоты от молодых мышей к старым может обратить вспять признаки старения в кишечнике, глазах и мозге животных.

Кроме того, в "обратном" эксперименте бактерии старых мышей вызывали воспаление в мозгу молодых реципиентов и истощали запасы ключевого белка, необходимого для нормального зрения.

Эти результаты показывают, что кишечные бактерии участвуют в регулировании некоторых пагубных последствий старения, что открывает возможность терапии на основе кишечной микробиоты для борьбы со старением.

Исследование среди прочего показало, что микробиота, пересаженная от старых доноров, приводит к потере целостности слизистой оболочки кишечника. Это позволяет продуктам жизнедеятельности бактерий проникать в кровоток, что приводит к реакции иммунной системы и воспалению в головном мозге и глазах.

Учёные связывают возрастное хроническое воспаление с активацией специфических иммунных клеток в головном мозге. Эти клетки также были сверхактивированы у молодых мышей, которым трансплантировали "пожилой" микробиом.

Также команда исследователей обнаружила в глазах мышей, получавших микробиоту от старых доноров, повышенный уровень белков, связанных с дегенерацией сетчатки.

Вместе с тем, у старых мышей эти пагубные изменения в кишечнике, глазах и мозге можно было обратить вспять путём пересадки кишечной микробиоты от молодых мышей.

Сейчас команда учёных работает над тем, чтобы понять, как долго могут длиться эти положительные эффекты, а также определить полезные компоненты микробиоты молодого донора и то, как они влияют на органы, казалось бы, никак не связанные с кишечником.

Микробиота молодых мышей и старых мышей, получивших трансплантаты молодой микробиоты, была обогащена полезными бактериями, которые ранее связали с хорошим здоровьем как у мышей, так и у людей.

Исследователи также проанализировали продукты, которые производят эти бактерии, расщепляя элементы нашего рациона — метаболиты.

Это выявило значительные изменения, в частности, в метаболизме липидов (жиров) и витаминов. Исследователи связывают это с изменениями, произошедшими с воспалительными реакциями в глазах и головном мозге мышей.

Подобные процессы происходят и у людей. Микробиота кишечника человека также значительно меняется в более позднем возрасте.

Однако исследователи пока предостерегают от того, чтобы распространять эти результаты непосредственно на людей. По крайней мере до тех пор, пока аналогичные исследования на пожилых людях не покажут такие же результаты.

Авторы работы надеются, что их выводы в будущем помогут понять, как можно изменять наш рацион и состав кишечных бактерий, чтобы сохранять хорошее здоровье в дальнейшей жизни.

Исследование было опубликовано в научном журнале Microbiome.

Ранее мы рассказывали о том, что кишечные бактерии могут менять эффект распространённых лекарств, а также влиять на наши предпочтения в еде.

Больше интересных новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.