Воровские схемы: как Америка грабила произведения искусства

Как устроен современный рынок искусства и как работают воровские схемы?

Как в эпоху колониального прошлого западные державы – особо отличились Америка и Британия – грабили по всему миру, свозя к себе произведения искусства – национальные достояния народов? Сейчас это все и есть основа коллекций ведущих американских и британских музеев. Россия теряла свои шедевры и в Японскую, и в Первую мировую, в Гражданскую войну и Великую Отечественную.

В июне 1904 года в порт Нью-Йорка из Копенгагена зашли два судна с необычным грузом: 70 деревянных ящиков, а внутри крупнейшая коллекция российских произведений искусства, когда-либо отправлявшихся за рубеж. Скульптуры, литографии, но главное – картины – всего 600 работ от десятка школ и объединений, включая передвижников и модернистов. Репин, Маковский, Верещагин, Рерих… Работы направлялись из Петербурга в штат Миссури на масштабное мероприятие – Всемирную выставку в Сент-Луисе, где были отмечены медалями.

"И ни один экспонат не вернулся на родину. Дело в том, что по причине начала русско-японской войны правительство России, тогда – Российской империи, вынуждено было отказаться от официального участия в выставке и потеряло контроль над экспозицией. Этим сразу воспользовалась группа мошенников, в ней были, к сожалению, и наши соотечественники, и американцы, которые стали распродавать произведения искусства вопреки воле их владельцев. И уже на первом аукционе, который прошёл в 1906 году в Нью-Йорке, было распродано больше сотни картин по бросовым ценам", – рассказал Сергей Чумарев, замдиректора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД.

Протест посольства, суды, тайный вывоз оставшейся коллекции в Канаду и возврат в США. Делом занимались американский Минфин и таможня, которая выставила большой счет за хранение, страховку, неустойки и пошлины. После 8 лет препирательств дело дошло до американского президента Тефта, который дал добро на то, чтобы всю экспозицию пустить с молотка. В итоге коллекция оценочной стоимостью в 300 тысяч долларов ушла за 39 тысяч, и растаскивали все в духе "12 стульев" – по одиночным лотам.

Врач Джека Лондона приобрел всю серию Рериха "Старинная Россия" за 138 долларов – на фоне и без того сниженной оценки в1300 долларов. Два года назад только за одну картину Рериха из той серии британский аукционный дом запросил 400 тысяч фунтов. Речь об этом полотне "Печоры. Вход в монастырь". Своей драгоценной работы тогда лишился Илья Репин и в письме Институту Карнеги был возмущен до глубины души: "Америка со своими пошлинами на художественные произведения сделалась нам, художникам, страшна как кошмар. Верещагин, Ге, а затем целая группа художников, в числе которых и я (картиной-портретом на 3000 рублей), так жестоко поплатились своими большими ценностями в Америке, что я дал себе слово, пока живу, никогда ни одной вещи не отсылать в Америку. Мою вещь арестовали за какие-то долги и продали за бесценок, как варвары".

Эта вещь – портрет Екатерины Корево, дочери великого князя Николая Николаевича-старшего. Художник был очарован ее красотой, и портрет получился живым и воздушным. После аукциона картина исчезла на десятилетия, и только недавно наши дипломаты обнаружили ее в гостинице Mission Inn в Калифорнии. Там же, к слову, в ресторане висит и полотно Верещагина "Взятие Теодором Рузвельтом Сен-Жуанских высот". Русский художник-баталист тогда лично общался с будущим президентом США, но его жестоко обманул американский агент и украл картину, не заплатив ни цента.

Спустя всего несколько лет – очередная крупная выставка и снова потери. Одно из самых значительных произведений русской живописи ХХ века шедевр Петрова-Водкина "Купание красного коня" чуть было не уплыл за границу. Безвозвратно. В 1914-м автор отправил работу на международную Балтийскую выставку в город Мальме и больше ее не увидел. В Швеции полотно продержали 36 лет. И были все шансы потерять великую картину навсегда.

Сначала не смогли отдать из-за начавшейся Первой мировой войны, потом не захотели из-за революции. Экспонировали у себя. И только в результате сложнейших переговоров уже в 1950 году "Красного коня" вернули на место. Равно как и шедевр Кандинского "Композиция номер 6". Впрочем, так повезло далеко не всем. Многие полотна Серова, Коровина, Билибина, Шишкина и Врубеля остались в Швеции и пополнили коллекции музеев Мальме, Стокгольма и Гетеборга. Вопрос об их возвращении в Россию так и остался открытым.

Октябрьская революция открыла для охотников за сокровищами поистине невероятные возможности для прямой покупки и вывоза из России шедевров мирового значения. Эта "Венера перед зеркалом" кисти Тициана (XVI век) принадлежала Эрмитажу в Петербурге, а сейчас висит в американской Национальной картинной галерее в Вашингтоне. Равно как и "Поклонение волхвов" Боттичелли, XV век.

Коллекцию начала собирать еще Екатерина вторая, понимая, сколь важно и престижно для страны обладать частью мирового культурного наследия. Этот шедевр "Мадонна Альба" кисти Рафаэля приобрел Николай Первый в 1836 году для Эрмитажа, и теперь картина тоже в Вашингтоне, и, конечно, ничто не указывает на Россию в графе "происхождение".

"Министр финансов США Эндрю Меллон купил в Эрмитаже и Музее изящных искусств имени Пушкина, куда Эрмитаж передал часть своих собраний, 21 шедевр на общую сумму где-то порядка 6 миллионов долларов. Вашингтонская национальная галерея обогатилась за счет этого собрания, потому что министр финансов был в 1932 году уличен в неуплате налогов, снят с должности, отправлен послом в Великобританию. После этого он завещал эту коллекцию, огромную, роскошную, Вашингтонской национальной галерее", – отметила Елена Соломаха, заместитель заведующего научным архивом Государственного Эрмитажа.

ЗК Моментом, когда большевики устроили неслыханную распродажу Эрмитажа в попытке собрать валюту для индустриализации, еще раньше воспользовался британский подданый Галуст Гульбенкян. Нефтяной магнат, основатель компании Iraq Petroleum купил и вывез из Эрмитажа Рубенса и Рембрандта, которые теперь висят в музее его имени в Лиссабоне. Все сделки держались в тайне.

"Собрание голландской живописи было одним из лучших, а собрание Рембрандта было лучшим в мире в Эрмитаже, пока не начались продажи", – отметила Елена Соломаха.

А американцы, еще даже официально не признав Советский Союз, скупали ценности в промышленных масштабах, да еще под дипломатическим прикрытием. Больше всех отличился второй по счету посол США в Советской России Джозеф Дэвис. Его жена – миллиардерша Марджори Пост.

"Они скупали в таких объемах антиквариат, что даже повлияли на курс доллара к тогдашнему рублю, который использовался в расчетах в дипломатическом сообществе. Они воспользовались тем, что могли беспошлинно вывезти эти ценности. Эти люди вывозили буквально контейнерам. И вот вся эта, скажем так, операция привела к созданию в Вашингтоне музея Hillwood. Это впечатляющая история, как действиями, далекими от дипломатического статуса была собрана одна из крупнейших коллекций русского антиквариата и искусства за границей", – подчеркнул Сергей Чумарев.

Этот музей в американской столице открыт и по сей день. Посетителей встречают "Боярский пир" Маковского и графиня Самойлова с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком кисти Карла Брюллова. В коллекции – уникальные вещи дома Романовых: яйца Фаберже, корона последней императрицы Александры Федоровны, которую она надевала во время венчания с Николаем Вторым в 1894 году.

Это, пожалуй, самый русский музей в Америке. В коллекции 18 тысяч предметов, половина – сокровища, вывезенные из России. Все, начиная от императорского фарфора, заканчивая шедеврами живописи. Сейчас здесь открыли специальный новый зал, где выставили церковную утварь и старинные иконы.

Дело продолжил третий по счету посол США в Совесткой России Лоуренс Штейнгардт. Из дипломатической командировки он вернулся с коллекцией старинных икон. Век невосполнимых потерь.

"Наши собрания остались весьма значительными. Хотя, безусловно, очень сильно пострадали. И, конечно, этим был нанесен очень серьезный урон нашим культурам и тем поколениям, которым мы передаем то, что мы сохраняем здесь", – считает Елена Соломаха.

В нынешних условиях тотальной санкционной войны Запада против России вопрос защиты культурного наследия становится актуальным как никогда. В Америку из-за угрозы захвата российское искусство уже долгие годы не вывозится вообще. Из Европы месяц назад вернулась крупная выставка картин из коллекции Морозовых. В отношении государственных экспозиций там пока действуют гарантии неприкосновенности, подписанные на правительственном уровне, если сегодня вообще еще можно говорить о существовании каких либо гарантий.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.