В самом центре Москвы прямо сейчас происходит настоящая историко-архитектурная катастрофа. Казалось, такое навсегда в прошлом. Но нет. Уникальный особняк, официальный объект культурного наследия, жемчужина русского классицизма попал в руки не просто бизнесменов – циничных вандалов. Чтобы сделать в нём барбершоп и тату-салон, памятник истории XIX века изуродовали и продолжают это делать.
Исторический центр Москвы. Среди бела дня, на глазах у всех гибнет, превращаясь в новодельный скворечник с уродливыми надстройками, жемчужина Тверского бульвара.
Вот так – лёгким движением руки – объект культурного наследия и памятник архитектуры превращается попросту в самострой!
- Здравствуйте, скажите, а вы на каком основании здесь работаете? Вы знаете, что выдано предписание здесь работы прекратить? Постойте, куда вы побежали?
Памятник, охраняемый государством. Последний подлинный особняк XIX века, сохранившийся на Тверском, усадьба генерал-адъютанта Римского-Корсакого.
"Одного из 16 фаворитов Екатерины Второй. Он потерял фавор от любви к графине Строгановой, которая ради него ушла от мужа. В общем, долгая история, но Екатерина милостиво отправила их в Москву", – рассказал Рустам Рахматуллин, координатор общественного движения "Архнадзор".
Под топорами – сама История. Великолепный образец русского классицизма возведён прославленным архитектором Осипом Бове, возрождавшим столицу России после войны 1812 года. Ныне, увы, зодчие совсем иного пошиба диктуют в Москве моду на вульгарность.
- Что ты подошёл ко мне с таким интересным вопросом?
- На каком основании идут здесь работы?
- На каком основании? Как я считаю нужным!
Вот так три года назад выглядело здание, принадлежавшее фирме грамзаписи "Мелодия", чье имущество ушло с молотка за бесценок. Новой собственницей объекта культурного наследия, судя по открытым данным, стала некая юная студентка Темишева. Однако истинными хозяевами усадьбы могут оказаться совсем иные господа.
- Скажите, а чьё здесь заведение?
- Тимати!
Сам репер до комментариев не снизошёл.
"Я сразу скажу, я, во-первых, не готова комментировать, во-вторых, я думаю, что ваш вопрос, могу подсказать – к собственнику", – сказала Надежда Тангиян, концертный директор Тимура Юнусова.
На первом этаже работают барбершоп и тату-салон, а уродуют дворянскую усадьбу, скорее всего, ради бургерной, то есть, бутербродной.
"Сразу бросается в глаза вот этот пролом, они назовут его аркой. Если бы Осипу Бове, главному архитектору послепожарной Москвы, то есть человеку, отвечавшему за фасадическую часть, принесли вот эту надстройку, эту голубятню на подпись, он бы, во-первых, её не согласовал, а, во вторых, пришёл бы в ужас", – считает Рустам Рахматуллин.
Не то слово – в ужас! Осип Бове – автор Большого театра, Александровского сада и Манежа, увидев, что за разляпистую шляпу нахлобучили прямо на его римский портик с колоннами дорического ордера, несмотря на итальянское происхождение, вряд ли удержался бы от крепких русских выражений.
- Начальство пригласите, пожалуйста, позовите начальство сюда поговорить! Или откройте дверку! Вы вот зачем дверь держите? Смотри, вдвоём держат!
Увы, именно так погибла почти вся подлинная историческая застройка Тверского бульвара. Сегодня здесь сплошь новострой, от памятников XIX в лучшем случае остались фасады.
"Ресторан "Пушкин" и их юридическое лицо уничтожило всё, что стояло за фасадной стеной в 2003-2004 годах, причём Северные палаты были уничтожены по согласованию министерства культуры. А Южные палаты были уничтожены просто так. При прямых предписаниях того же Мосгорнаследия остановиться и прекратить работы", – рассказал Рустам Рахматуллин.
Ещё в начале июня Мосгорнаследием было выписано требование о немедленном прекращении незаконных работ по адресу Тверской бульвар, 24.
"Помимо научно-исследовательских работ по объекту проводятся работы, не предусмотренные выданным разрешением. Соответственно, действующим законодательством, Департаментом культурного наследия выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении объекта культурного наследия", – рассказал Олег Голосной, начальник управления территориального контроля Департамента культурного наследия Москвы.
Но здесь, похоже, всем плевать на охранный статус памятника.
- Официально к вам обращаемся: просим пресечь преступление, предусмотренное статьёй 243 УК РФ – "Повреждение или уничтожение памятников или объектов культурного наследия". Значит, в данном случае, в данном случае – без документов, без согласований, что установлено Мосгорнаследием, сделана вот эта вот надстройка над крышей. Памятник XIX века продолжает уничтожаться. Вы видите огромную дыру, которая пробита в стене? Пойдёмте, ещё покажем вам. Как будто это дело происходит где-то в деревне на курятнике, а не в центре Москвы на объекте культурного наследия! Посмотрите, видите, ещё один этаж строится?
- Уважаемый! Полиция! Дверь откройте, пожалуйста! Ключа у вас нет? Может, МЧС вызвать?
Полиция в этот раз сработала безупречно. На место вызвали следственно-оперативную группу.
- Данный гражданин, представитель собственника, едет с нами для дачи объяснений в отдел полиции.
Так, благодаря нашему вмешательству, уничтожение памятника было приостановлено. Но вот хватит ли смелости у стражей порядка и городских чиновников дать по рукам тем состоятельным господам, что уверовали – закон для них не писан?