Тема:

Обмен санкциями 23 минуты назад

McDonald’s ушел, но закупаться в России не перестал

Рекордный улов на Курилах. Почему даже ушедший McDonald’s не может отказаться от русской рыбы?

Председатель правительства Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по устойчивости российской экономики в условиях шквала санкций. По мнению Мишустина, "на данном этапе наша экономика с санкционным давлением справляется", граждане и бизнес получают всю необходимую помощь и поддержку. Но нужно думать и о будущем.

"Глобальная цель нашей с вами работы – обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации. У страны достаточно собственных ресурсов, чтобы продолжить развитие, игнорируя все попытки нас как-то задержать, остановить, а то и вовсе повернуть назад. Предстоит определить, как будут меняться ключевые тренды в связи с новыми обстоятельствами на различных рынках, что произойдет в конкретных отраслях промышленности, где лучше предусмотреть дополнительную подушку безопасности или ускорить темп движения вперед, какое финансирование для этого потребуется и чем еще может помочь государство", – заявил Мишустин.

Стабильность тем временем показывают и традиционные отрасли российской экономики. Как ловим рыбу?

Море рыбы. Красивый, дикий и очень ценный остров Шикотан. Едва ли не самое рыбное место на карте России. Вот почему в бухте Крабовая всегда пришвартованы суда: кто-то сдает улов, кто-то собирается в очередной рейс.

Команда траулера "Торленд" – 12 человек. На ближайшие сутки – 14. Вместе с ними отправляемся на промысел. Выходим на океанскую сторону Малой Курильской гряды, к границе территориальных вод.

Мы в открытом Тихом океане. Идем на борту рыболовного траулера "Торленд" в район промысла в поисках минтая. Кажется, что погода не очень, потому что достаточно ветрено и пасмурно, по крайней мере, качает ощутимо. Но по морским меркам погода весьма нормальная – легкая зыбь на море и ветер порядка 8 метров в секунду.

Для неискушенного наблюдателя пейзаж однообразный: свинцовое море в туманной пелене. Но капитан Андрей Юрьев пристально смотрит в иллюминатор, словно на глаз определяя рыбные места. По-настоящему "видят" рыбу эхолоты. Яркие всполохи на мониторе – это косяки минтая на самой глубине. Капитан и начальник промысла спорят над приборами, словно за шахматной доской, какой ход сделать, где поставить трал.

"Таймания", "Торон", "Гиннетон", "Арктик" – все это рыбацкие суда одной флотилии. Капитаны негласно соревнуются в улове, но друг другу не мешают. А с японскими судами раньше рыбу делить приходилось. С 1998 года японцам было разрешено за деньги рыбачить в российских водах. Но после введения санкций иностранцы платить перестали и на промысел у Южных Курил получили запрет.

Время начинать рыбалку. По звонку вся команда собирается на палубе. Общаются жестами: очень шумно – слов не разобрать. Трал именно ставят – это не просто сеть, а гигантская сложная инженерная конструкция в 300 метров длиной. Хорошо, что шторма нет.

Улова от "Торленда" очень ждут на берегу. На Сахалине и Курилах круглосуточно гудят заводы береговой переработки. Пока рыба есть, они не остановятся.

Завод-гигант в селе Крабозаводском на Шикотане – самый большой рыбоперерабатывающий комплекс в мире. Из 1000 тонн рыбы в сутки здесь делают филе, фарш, обезглавленную тушку, рыбную муку и рыбный жир. С такими объемами больше не работает никто. Если "Торленд" заполнит доверху все трюмы рыбой, выйдет только 450 тонн. Заводу нужно вдвое больше. Каждый день здесь перерабатывают примерно 16 вагонов рыбы. Дело в том, что продукцию раскупают мгновенно, шикотанский минтай продается по всей стране.

Называть минтай "кошачьей рыбой" здесь давно стало дурным тоном. Дикий полезный продукт – чистый белок. Благодаря локдауну расширили производственную линейку. Непроданные объемы рыбы пустили на сурими, фарш минтая особой консистенции. Тот самый ингредиент для крабовых палочек. Шикотан стал первой и единственной территорией в России, где его производят. Внутренний рынок обеспечили. Япония и Южная Корея тоже покупают.

За курильским минтаем охотится и Европа. Россия – мировой лидер по вылову этой рыбы, у нас добывают 1,7 миллиона тонн в год. Прямые конкуренты – Аляска – только 1,3 миллиона тонн. Свои бургеры "филе-о-фиш" McDonald’s, делает в том числе из шикотанской рыбы. Из России ушли, а от русского минтая отказаться не смогли.

Гигант справляется, но рыбы столько, что работы хватает и береговому заводу в сахалинском селе Озерском. Здесь шикотанский улов консервируют. Причем стабильны не только в качестве, но и в ценах.

На многих предприятиях консервы дорожают, потому что тара дорожает. Но не здесь. На этом рыбокомбинате консервные банки делают сами – вот такие, без единого шва. Непрерывным потоком они спускаются из-под потолка – пока что пустые – и вот здесь их уже наполняют кусочками рыбы и специями. Последний этап перед закаткой.

Из-за сложной логистики сейчас жесть для банок – в дефиците. Раньше привозили из Китая. Но в Озерском как знали. Этот склад – их конкурентное преимущество. "Мы заблаговременно создали запас, который на сегодняшний день составляет возможность бесперебойно работать в течение двух лет", – отметил Вячеслав Головчук, генеральный директор рыболовецкого колхоза им. Кирова ГК "Гидрострой".

"Торленд" заканчивает первое траление. Все это время судно шло со скоростью 4 узла – 7,5 километров в час, если по-сухопутному. На выборку трала слетаются чайки всех мастей – рыбы столько, что можно пировать.

Всего 5 часов промысла – и такой улов. Здесь 150 тонн минтая. И сейчас его перекачивают в трюмы, где будет поддерживаться температура примерно минус полтора градуса, чтобы в таком – свежайшем – виде доставили на берег на переработку.

За ночь улов удвоили. Можно возвращаться, чтобы через день снова сняться с якоря и уйти на промысел. Траулеры работают круглый год.

У причала к трюмам судна подключают специальный насос, рыбу буквально перекачивают на завод. Вот она – та самая рыба, которую, наверное, так можно сказать, и мы в том числе наловили. Свежайший минтай. И суток после вылова не прошло, а он уже на линии переработки. Безо всяких объяснений понятно, насколько качественным получится продукт.

В Крабозаводском живут около 900 человек. Пятьсот из них трудятся на заводе. Когда гигант заработал в полную силу, остров будто расцвел. Завод стал центром и смыслом жизни на Шикотане. Работать сюда едут со всей страны – за такими-то зарплатами.

85 тысяч рублей – это жалованье простых рыбообработчиков. А еще здесь работают мастера, технологи, лаборанты. Производство, что важно, безотходное. Кости, головы и плавники пускают на муку и жир – сейчас это товар №1 для производителей кормов для животных.

Регулярно к Шикотану причаливает грузовое судно: на нем продукция завода отправляется во Владивосток, а уже оттуда во все уголки страны и мира. Но здесь не собираются останавливаться на достигнутом. Масштабная стройка снова заглушает крики чаек. Создают логистический центр: здесь будут новый причал для больших судов и огромный холодильный склад.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.