Тема:

Обмен санкциями 19 часов назад

Транзитный коллапс: в очереди на российско-литовской границе скопились сотни фур

Транспортные компании готовы в течение недели предоставить дополнительные суда на линию Балтийск — Усть-Луга, уже с субботы на линию выйдет еще один паром. По словам губернатора Алиханова, "санкционку" переведут "на воду", а по железной дороге продолжат возить остальное. В санкционном списке Вильнюса – больше 60 позиций и обновление для российских дальнобойщиков: им тоже включили "красный свет".

Транспортная блокада Калининградской области стала первой темой выездного совещания совета по национальной безопасности. В самом западном регионе оно планировалось заранее, когда литовский транзит еще работал, поэтому ответ Москвы на разрыв Литвой государственных договоренностей будет оперативным и жестким. "На подобные враждебные действия Россия, безусловно, отреагирует. Их последствия окажут негативное влияние на население Литвы", – заявил секретарь Совбеза Николай Патрушев.

Литва перестала пропускать в Калининградскую область поезда с грузами, попавшими под санкции ЕС. Это целый перечень товаров, всего больше 60 позиций. Теперь по железной дороге в регион нельзя привезти стройматериалы, цветные металлы, древесину. С августа под запрет попадает уголь, с февраля будущего года нефтепродукты: бензин и дизель.

Парфюмерию, посуду из фарфора, фаянса и керамики этиловый спирт, икру, удобрения теперь невозможно доставить в российский эксклав и фурами. Дальнобойщики публикуют в соцсетях видеосвидетельства о том, как на белорусско-литовской границе разворачивают большегрузы с товарами для Калининградской области. "Начали машины разворачивать с санкционным грузом. Особенно котируется металл. Уже несколько ребят они вернули, и они поехали на выгрузку", – говорят водители.

Калининградские строительные и мебельные компании, уже привыкшие к перебоям с поставками, достают со складов сырье и комплектующие, припасенные заранее. Пробки на границе, искусственно создаваемые Литвой, научили калининградских предпринимателей всем запасаться впрок. "Здесь лиственница, ясень, береза, все приходит из России через Литву. Пока у нас на 1,5 месяца запасы. Мы делаем из нее комоды, диваны", – поясняет Макс Ибрагимов, директор мебельной фабрики.

Трудности у Калининграда происходят на фоне того, что Россия сегодня испытывает давление со стороны Запада, об этом сегодня говорил Николай Патрушев. "Обстановка на границе Северо-Западного округа формируется в условиях наращивания Североатлантическим блоком военного и разведывательного присутствия вблизи границы России, а так же под воздействием беспрецедентного политического, информационного и экономического давления Запада на нашу страну", – отметил Николай Патрушев.

Созданный в области оперативный штаб изучает новые транспортно-логистические решения. Главный альтернативный морской путь доставки грузов планируют развивать и уже вскоре на линию Балтийск – Усть Луга встанут новые мощные паромы. "У нас уже есть компания, которая готова 25 числа, в пятницу отправить судно. Это уже пятое судно будет на линии", – заверил губернатор области Антон Алиханов.

Сегодня у региона есть и альтернативный вариант и газоснабжения. Два года назад в регион пришла уникальная плавучая платформа "Маршал Василевский". Объем хранения сжиженного природного газа на судне составляет 170 тысяч кубометров – максимальная производительность испарителя СПГ больше 13 миллионов кубометров газа в сутки. Объект может использоваться в качестве резервного источника. До сих пор Газпром мог поставлять природный газ в Калининградскую область только по газопроводу Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград. "Маршал Василевский" усилил энергобезопасность региона.

Посол Евросоюза улыбается на камеры еще на выходе из машины. Хотя повод не из приятных. Маркус Эдерер был вызван в российский МИД в связи с проблемой калининградского транзита. Что услышал посол за закрытыми дверями – российский МИД изложил в письменном заявлении. "Представителю Евросоюза заявлен решительный протест в связи с распространением односторонних антироссийских ограничений на грузовой транзит между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации. Указано на недопустимость подобных действий, нарушающих соответствующие юридические и политические обязательства Евросоюза и ведущих к эскалации напряженности".

Дипломат ЕС при этом заявил, что речь о транспортной блокаде Калининграда не идет, это просто санкции так работают. "Я обратился к российской стороне с призывом оставаться спокойными, не обострять ситуацию ни на словах, ни на деле, и разрешить этот спор дипломатическим путем", – заявил Маркус Эдерер, посол ЕС в России.

Чиновников в ЕС на тему ограничения транзита в Калининград спрашивают на всех площадках. И если накануне глава европейской дипломатии Жозеп Боррель говорил, что Литва невиновна, то официальный представитель ЕС заявил об обратном, что инициатива за Вильнюсом. "Речь не о Еврокомиссии, дающей рекомендации той или иной стране. Это государства-члены выполняют решения, которые они приняли, когда накладывали санкции на Россию", – заявил Эрик Мамер, официальный представитель Еврокомиссии.

Но даже европейские журналисты понимать отказывались – и не оставляли попыток выяснить – почему действует запрет, если санкционные для ЕС товары не экспортируются из России, а перевозятся между двумя российскими территориями. Это ведь не экспорт, не провоз вовне. "Вопрос о том, что если это не экспорт, санкции не должны применяться. Но раз Литва начала применять санкции таким образом, значит так их и следует интерпретировать", – не смутился Эрик Мамер, официальный представитель Еврокомиссии.

И ни слова о том, что Литва и Евросоюз в 2002 году на саммите Россия – ЕС взяли на себя обязательства обеспечить транзит в Калининградскую область, в письменном заявлении стороны признавали уникальность положения Калининградской области, как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами.

Сегодня Россия еще раз предупредила, что на действия Литвы и ЕС последуют ответные меры. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель тут же сделал заявление, что опасается ответного российского возмездия, которое может грозить разрастанием кризиса в балтийском регионе.

Как подчеркнули сегодня в российском МИДе, Москва требует незамедлительного восстановления нормального функционирования калининградского транзита.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.