Ситуация с транзитом товаров из основной части России в Калининград до сих пор не разрешилась. Ссылаясь на антироссийские санкции, 18 июня Литва ввела запрет на перевозку товаров по железной дороге. Российский МИД пообещал скорый ответ, который будет далеко не дипломатическим. В Брюсселе быстро смекнули, что могут быть и неприятности, и заявили, что Литва погорячилась, надо бы Калининградскую область из санкций исключить. Но, похоже, не спросили американцев, и запрет на перевозку товаров в Калининград из России в Россию по-прежнему в силе.
Литва ведет себя столь задиристо, что даже немцы возмутились. Журнал "Шпигель" сообщает, что правительство Германии выразило Литве недовольство и настаивает на снятии ограничений.
На случай, если Литва не одумается, Россия готовит "практические меры". Калининградская область пока справляется, ведь есть еще морской путь из порта Усть-Луга под Питером. Но и ждать Литву бесконечно Россия не будет. Наш ответ станет чувствительным.
Глупость Литвы повторили норвежцы, которые, в нарушение международных договоров и ссылаясь на санкции, запретили проход российских судов на архипелаг Шпицберген. Острова находятся в Северном Ледовитом океане, примерно на одинаковом расстоянии от побережья Норвегии и России. Исторически русские поморы осваивали архипелаг, называя его Грумант.
Но вот Первая мировая, в России революция, а в мире передел. За ненадобностью никому Шпицберген обломился Норвегии. По Парижскому договору от 1920 года, к которому позже присоединилась и Советская Россия, договорись, что стороны: "будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей, указанных в статье 1, и право остановки в них; суда высоких договаривающихся сторон, имеющие указанные в статье 1 местности местом своего отправления или местом своего назначения, будут иметь право остановки как при отходе, так и при возвращении в норвежских портах, для того чтобы принять на борт или высадить пассажиров или грузы, имеющих местом своего происхождения или местом своего назначения указанные местности, или для всякой иной цели". Короче, запрещать нам никто не может снабжать наших людей что исстари и законно трудятся на Шпицбергене.
То, что по этому договору Шпицберген был отдан под суверенитет Норвегии – скорее, историческое везение. До 1920-го Шпицберген не принадлежал ни одной стране. Кто первым открыл острова, доподлинно неизвестно. Русские поморы веками осваивали эти острова, охотились, вели промысел моржей и китов, имели там поселения. Викинги тоже туда захаживали.
Подготовка договора о Шпицбергене между заинтересованными сторонами велась со второй половины XIX века. Позиция царской России заключалось в том, что ни у одной страны не должно быть суверенитета над этой территорией. Однако Первая Мировая война и последовавшая Октябрьская революция, Гражданская война спутали все карты. Россия оказалась непозволительно слаба. Крылатое выражение о том, что "без нашего разрешения в Европе ни одна пушка не выстрелит", ушло в прошлое.
Большевики в 1918-м заключили позорный Брестский мир, потеряв четверть территории некогда могущественной Российской империи: Прибалтику, Украину, Финляндию, часть Белоруссии и Закавказья. А в 1920-м и Шпицберген решили поделить без нас, пока Россия не очухалась. Несколько стран, включая США, Великобританию, Данию, Норвегию, Францию, Швецию, Японию, по-быстрому подписали Договор о Шпицбергене, отдав его Норвегии. Оговорили, однако, и "одинаковый свободный доступ" для всех участников этого соглашения. СССР присоединилась к договору лишь в 1935 году.
Понятно, что, кроме СССР и Норвегии, хозяйственную деятельность на Шпицбергене никто не вел. В 1947 году Парламент Норвегии принял резолюцию, признав за Советским Союзом особые экономические интересы на островах.
У России на Шпицбергене есть поселок Баренцбург и законсервированные в 90-х шахтерские поселения Пирамида и Грумант. Когда там велась активная добыча угля, то русское население острова доходило до 2,5 тысячи человек. Да и сегодня на Шпицбергене проживают более 500 шахтеров. Вот они-то и оказались отрезанными от внешнего мира из-за решения норвежских властей нарушить договор о Шпицбергене от 1920 года и запретить транзит грузов из России.
Сейчас на российско-норвежской границе, недалеко от Мурманска, на единственном КПП "Стурскуг", скопились 20 тонн товаров для дальнейшей отправки в Баренцбург. Норвегия отклонила российскую заявку на пропуск российских грузов. 29 июня в МИД была вызвана временная поверенная в делах Норвегии в России Сольвейг Россебе, от которой российская сторона потребовала "скорейшего решения вопроса". Также норвежскому дипломату указали, что "недружественные действия против России неизбежно приведут к соответствующим ответным мерам".
Вообще вся эта напряженность ближе к Северу говорит о том, что именно Север в обозримой перспективе становится для человечества важнейшим ресурсом. И борьба за него еще только разгорается. Поэтому-то хотят отжать Калининград как наш форпост на северо-западе. Поэтому-то хотят вытеснить нас со Шпицбергена. Поэтому-то втягивают в НАТО Швецию и Финляндию. Все к одному.
Про Швецию и Финляндию Путина спросили на пресс-конференции: "Что касается Швеции и Финляндии, у нас нет таких проблем со Швецией и Финляндией, которые, к сожалению, есть с Украиной. У нас нет ни территориальных вопросов, ни споров. У нас нет ничего, что нас могло бы беспокоить с точки зрения членства Финляндии или Швеции в НАТО. Ну, хочется им, пожалуйста. Только они должны ясно и четко себе представлять, что раньше не было никаких угроз для них, теперь в случае размещения там военных контингентов и инфраструктур мы вынуждены будем отвечать зеркально и создавать такие же угрозы для территорий, откуда создаются угрозы нам. Тоже очевидная вещь. Они что, этого не понимают?" – сказал глава государства.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: "Смотрим" ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.