Генетика человека 1 год назад

Найдена "ахиллесова пята" почти всех видов рака, в том числе устойчивых к лекарствам

Метастазы рака лёгких под микроскопом. Изображение для наглядности раскрашено.

Фото National Cancer Institute/Unsplash.

Новые генетические данные помогают лучше понять причины возникновения разных типов рака у людей. Это, в свою очередь, поможет разработать новые методы лечения онкологических заболеваний.

Исследователи-медики из нескольких ведущих институтов США обнаружили, что по крайней мере в 70% разновидностей онкологии и в 8% всех отдельных опухолей активируется один ген, который в норме "выключен" в большинстве тканей организма.

Получается, учёные обнаружили некий универсальный выключатель рака?

Пока исследование улучшает понимание того, как развиваются различные виды рака. Но группа, сделавшая это открытие, уже начала работать с химиками и биологами, чтобы выяснить, как воздействовать на этот ген с помощью возможных новых методов лечения.

Что же обнаружили учёные? Оказалось, что многие виды рака демонстрируют аномальную экспрессию гена FOXR2. Этот ген в норме экспрессируется ("включается") только в семенниках — мужских половых железах.

При дальнейшем исследовании с участием мышей, которым искусственно активировали ген FOXR2, выяснилось, что экспрессия гена повышает скорость роста опухолей головного мозга.

Команда подозревает, что FOXR2 может быть частью более широкой схемы, при которой обычно неактивные гены яичек включаются у пациентов с раком.

Авторы работы уже сотрудничают с другими лабораториями, чтобы разработать методы лечения рака, нацеленные на FOXR2.

Исследование было опубликовано в издании Cancer Research 8 июля 2022 года.

В то же время учёные из Испании раскрыли механизм, из-за которого некоторые больные раком люди плохо реагируют на лечение.

Состояние, известное как множественная лекарственная устойчивость (МЛУ), может серьёзно сократить число доступных вариантов лечения рака. Но какие именно факторы способствуют развитию МЛУ и как с ним можно бороться, остаётся неясным.

Теперь исследователи из Испанского национального центра исследования рака определили один из путей возникновения МЛУ.

Команда начала с изучения генов, которые могут играть роль в возникновении устойчивости рака к лекарствам. Для этого исследователи применили технологию редактирования генов CRISPR в стволовых клетках мыши. Их внимание быстро привлёк ген, известный как FBXW7.

FBXW7 является одной из наиболее распространённых мутаций гена при раке и связан с повышенным риском смерти пациентов.

Учёные обнаружили, что мутации гена FBXW7 наделяют клетки устойчивостью к большинству существующих лекарств, при этом более низкие уровни экспрессии FBXW7 связаны с худшим ответом на химиотерапию.

Но что важно, команда также нашла способ использовать эту особенность во благо.

Учёные выяснили, что препарат под названием тигециклин активирует процесс, известный как интегрированная реакция на стресс (ISR). Этот процесс помогает "очищать" клетки от токсичных белков, которые вырабатываются из-за мутации в гене FBXW7.

Последующие тесты с другими препаратами, активирующими ISR, также показали определённую эффективность. Однако предстоит ещё много работы, говорят исследователи.

Какие препараты активируют ISR лучше и сильнее всего? Какие пациенты лучше воспримут эту стратегию лечения? В ближайшем будущем авторы работы попытаются ответить на эти вопросы.

Работа испанских учёных была опубликована в издании EMBO Molecular Medicine.

Ранее мы также сообщали о небывалом успехе небольшого эксперимента по лечению рака.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".