Тема:

Спецоперация России 3 часа назад

Школа военкоров: как и к чему спецназ готовит журналистов

Чечня. Гудермес. Российский университет спецназа. Со дня открытия здесь работали в основном с профессионалами. Инструкторы с боевым опытом помогали довести приобретенные навыки до совершенства. Открытие Школы военкоров – первый опыт с гражданскими. Сделали то, что на сегодняшний день важно и нужно.

На Украине под пулями и ударами артиллерии работают не только российские военные, но и журналисты. Работа военкора требует особой подготовки. Для этого в чеченском Гудермесе при Российском университете спецназа открылась Школа выживания журналистов. Чему обучили и как это поможет в работе?

Чечня. Гудермес. Российский университет спецназа. Со дня открытия здесь работали в основном с профессионалами. Инструкторы с боевым опытом помогали довести приобретенные навыки до совершенства. Открытие Школы военкоров – первый опыт с гражданскими. Сделали то, что на сегодняшний день важно и нужно.

За одну неделю усиленной подготовки с журналистами успевают поделится опытом те, с кем даже на войне редко пересекаешься, – спецназ. Эти парни всегда на передовой. Избегают общения с прессой. Привычная фраза, которую большинство коллег слышит от них: "Не снимай, без комментариев".

Здесь – на курсах – они ваши лучшие учителя и помощники. Готовы поделиться своим бесценным, кровью приобретенным опытом. Из желающих получить диплом уже очередь. Право открыть обучение предоставили телеканалу "Россия 1". Вместе со мной в самом первом потоке – выпускник факультета журналистики.

Начинается все буквально с вешалки. С того, что ты обязан носить в зоне боевых действий. Каска и бронежилет. Лучшие образцы – российские. Даже самым проверенным производителям средств защиты здесь не верят на слово. Все проходит через испытание пулей, потому что на кону самое ценное – жизнь.

Обязательная часть обучения – ускоренный курс медицины. Ведет его отнюдь не теоретик. Этот парень лично вернул с того света пятьдесят бойцов. Ордена пока не удостоен. Но его награда – благодарность выживших, низкий поклон от их семей и близких. При тяжелом ранение человека от смерти отделяют минуты. Сначала в теории и сразу на практике вам объясняют, как это время остановить.

Все, о чем рассказывают и что показывают на курсах, – опыт из реальной боевой обстановки. Многие вещи нужно просто запомнить, как говорят, зарубить на носу. Сказано не делать, значит,– не делать. Не тот случай, когда на собственных ошибках учатся.

Фронтовые населенные пункты. Опустевшие и всегда опасные. От каждой улицы, от любого дома, смотрящего на тебя пустыми глазницами вырванных окон, не стоит ждать ничего хорошего. Вооруженные и совсем недружелюбные люди, даже если ты их не видишь, всегда наблюдают за тобой. Оказаться под неожиданным обстрелом – ежеминутный риск. И нужно быть к этому готовым. Лучший вариант, когда тебя сопровождают профессионалы. Прикроют, не бросят, защитят.

В мае месяце этого года с инструкторами Российского университета спецназа я был во фронтовой Попасной. Бесконечно благодарен этим парням за то, что берегли нашу съемочную группу, как хрустальный сосуд. В непростой обстановке они помогали чувствовать себя уверенно. И я точно знал: случись что, спасут.

Курс подготовки военкоров завершается прохождением этапа "заложник". Исходя из опыта последний конфликтов, могу сказать, что подобное может произойти с любым военным журналистом. Я сам прошел через это дважды. Остался в живых только потому, что повезло. Но одного везения мало. Инструкторы не только проигрывают с вами эпизод захвата, но и объясняют, как правильно вести себя, если оказался в плену. Программу разрабатывали сотрудники спецслужб. Они, хоть и бывшие, но в объектив камеры не попадают. Готовы делиться своими знаниями, оставаясь инкогнито.

В этом эпизоде и в большинстве других часть ролей исполняли добровольцам СВО. В Университет спецназа в чеченский Гудермес они приезжают со всей страны. Две недели подготовки – и на передовую. За четырнадцать дней из необстрелянных мужчин здесь делают воинов. Курс короткий в том числе и потому, что инструкторы делятся с ними знаниями не из учебника, а тем, через что сами прошли.

Добровольцы очень мотивированы. Есть и такие, для которых это не первая командировка в зону проведения СВО. Возвращаются, потому что знают работа не доделана, а ее необходимо завершить.

Как минимум раз в неделю в чеченском аэропорту Северный стоит под погрузкой этот борт. "Илюшин" открывает свою огромную рампу и запускает в чрево очередную партию добровольцев. Пожалуй, только в Грозном можно наблюдать эту картину. Еще вчера – обычные люди, сегодня они, пройдя курсы подготовки в российском университете спецназа, с оружием в руках отправляются туда, где идут боевые действия. И не по приказу, а по зову сердца, как бы пафосно это ни звучало. Что, как не это, может заставить гражданского человека взять в руки автомат. И что, как не рвение этих людей, дает мне право говорить о том, что в России много настоящих патриотов.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.