Карл III официально провозглашен британским монархом. Об этом известил глава геральдической службы Дэвид Уайт, выступая с балкона Вестминстерского дворца.
Вслед за этим заявлением королевские гвардейцы совершили традиционный ритуал: они приветствовали нового короля снятыми с головы медвежьими шапками.
Торжественному оглашению предшествовало заседание совета, который должен был официально утвердить восшествие Карла III на престол. Эта давняя традиция, которая уходит корнями в тот период, когда на территории Англии правили еще саксонские короли. В последний раз такой совет собирался больше 70 лет назад, когда умер отец Елизаветы II, король Георг VI.
Но в этот раз, впервые в истории, заседание совета транслировалось по телевидению. В Сент-Джеймсском дворце, помимо супруги Карла III, королевы-консорта Камиллы и наследника престола принца Уильяма, собрались бывшие премьер-министры Великобритании Дэвид Кэмерон, Борис Джонсон, Тереза Мэй, Гордон Браун и Тони Блэр. Шестой была Лиз Трасс, которая теперь возглавляет британский кабинет.
Обязательная часть процедуры – клятва монарха гарантировать права церкви Шотландии. Это дополнение возникло больше 300 лет назад, после создания англо-шотландского союза. В время подписания этого документа произошла небольшая накладка: королю мешал не убранный вовремя пенал, но, если не считать этой мелочи, все остальное прошло четко по расписанию. Клятву короля утвердили свидетели, среди них первый министр Шотландии Никола Стерджен. Карл III сделал первые распоряжения, в том числе о торжественных артиллерийских залпах в его честь.
Пушки, не успевшие остыть после стрельбы в память о скончавшейся королеве Елизавете II, 10 сентября также салютовали в Гайд-парке, у лондонского Тауэра, в столице Шотландии Эдинбурге и столице Уэльса Кардифе.
Отдельно о восшествии Карла III оповестили в лондонском Сити. Церемония прошла у здания Королевской биржи, также с максимальной торжественностью.
Прокламация прозвучит последовательно в составных частях королевства: Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе. Пока продолжаются церемониальные приветствия нового короля, вновь подняты приспущенные из-за траура флаги. Потом их опустят опять. Похороны Елизаветы II состоятся в следующий понедельник, 19 сентября. Карл III объявил его выходным днем.
Все предстоящие дни уже расписаны. Новый монарх должен будет поочередно посетить составные части Соединенного Королевства. Начнет он свои поездки с Шотландии. Он примет участие в траурном шествии из королевского замка Холеру в церковь Святого Джайлса, где будет выставлен катафалк с телом Елизаветы II.
Накануне во время встречи с премьер-министром, которую он принимал в своей главной резиденции – Букингемском дворце, король признался, что долгие годы с ужасом думал о возможной кончине его матери.
"Это было так трогательно, когда мы приехали. Все эти люди пришли выразить свои соболезнования", – отметил Карл III.
Британское правительство выпустило официальный список правил национального траура. Среди прочего общественность просили не присылать цветы в королевские резиденции, а возлагать их в специально отведенных для этого местах у Букингемского дворца и замка Виндзор. Мировым лидерам разосланы приглашения на похороны Елизаветы II. Известно, что в Лондон приедет президент США Джо Байден. Он по происхождению ирландец и признался своей автобиографии, что его мать настолько ненавидела англичан, что умоляла его ни в коем случае не преклоняться перед Елизаветой II, когда он должен был встретиться с ней в первый раз.
"Не кланяйся ей. Помни, Джоуи, – говорила она, – ты Байден. Никто не лучше тебя. Ты не лучше, чем кто-либо другой, но никто не лучше тебя".
Несмотря на особые отношения, которые постоянно декларируются между Великобританией и США, постколониальные трения до конца не исчезли. Лондонская The Guardian, анализируя реакцию американской прессы на происходящее сейчас в Великобритании, отмечает, что сочувствия там особого нет: "Преобладающее в Америке мнение о Британии после Brexit и после Елизаветы – в основном как о стране с падающим влиянием, которая рискует утонуть на мировой арене в результате кризисов, которые были созданы самими британцами. Освещение в новостях США дня смерти королевы было чрезвычайно благоговейным, но к пятнице уже возникла негативная реакция, указывающая на неразрывную связь между королевской семьей и имперским прошлым страны".
Верховная власть в Соединенном Королевстве переходит в руки Карла III и в самом деле в очень непростой для Великобритании период нарастающих экономических и социальных проблем. Участь нового короля облегчает то, что британские монархи, по законам страны, должны быть вне политики.