У черно-белого снимка красные гвоздики. Больно видеть, Игорь Масленников еще совсем недавно – в прошлом октябре – кипел планами, невзирая на свои юбилейные 90. Мечтал доснять "Зимнюю вишню".
"Нужно чтобы русские вернулись. Они ведь оказались там за границей не от жадности, не по злой воле, не по ненависти к своей стране, а по обстоятельствам печальным, которые были в тех фильмах", – планировал Игорь Масленников.
Как бы актуально это смотрелось сейчас. Чутье Масленникова никогда не подводило. Стереотипная, казалось бы, любовная драма – обаятельный, но бесхребетный мужчина, сильная, но несчастная женщина. А зрители, и в особенности зрительницы, когда "Зимнюю вишню" крутили по телевидению, бежали к экранам, и никаким заграничным сериалам было не достичь такой популярности.
"Эти фильмы о мужском ничтожестве, когда мужики ничего не делали. Они только раскладывали пайки и вели политические разговоры. Пока женщины тащили на себе всю страну", – говорил Игорь Масленников.
Игорь Масленников в юности и не помышлял о кино, окончил филфак ЛГУ, начинал как журналист, попал на Ленинградское телевидение, где и начал снимать.
"Игорь Масленников – это тот человек, о котором будут потомки поминать как о профессионале российского кинематографа, советского кинематографа. За какую бы тему он не брался, он всегда все делал по серьезному и профессионально", – отмечает Николай Бурляев.
Отдельное значение для Масленникова в кино имела музыка. Он очень тонко ее чувствовал и расставлял по картине самым порой неожиданным образом, умел вдохновить композитора. Но ждать, когда родится мелодия для начальных титров Шерлока Холмса, пришлось несколько недель.
"Наконец он позвонил снова, в голосе звучал металл, я понял, что надо что-то сыграть. А у меня ничего не было готово, я сыграл первое, что попавшееся под руку", – вспоминает композитор Владимир Дашкевич. "Игорь Федорович сразу все понял, он сказал: Володя, не морочьте мне голову, возьмите, возьмите карандаш и обязательно запишите эту, эту музыку, а то забудете. Я записал эту музыку и так она начала свое, свое шествие по всему сериалу и по всему миру".
Идеальное чувство стиля. Его Шерлок Холмс изложен таким английским киноязыком, что эта экранизация и в Англии признана одной из лучших, а Василий Ливанов удостоен Елизаветой Второй ордена Британской империи.
В роли Темзы здесь Нева, в качестве Лондона Ленинград и Рига, но как убедительно играют викторианскую эпоху! Холмс – то надменный, то ребячливый; Ватсон наивно-восторженный, разбитной Генри Баскервиль, лаконичный Бэрримор. Настолько все это стильно, играют таких англичан, которых в Англии то не было.
В Москве на Смоленской набережной установлен памятник масленниковским Холмсу и Ватсону – прямо у посольства Великобритании. Пример дипломатической роли культуры.
Впрочем, сам режиссер эту свою ленту главной не считал. И вообще сетовал, что за Вишней и Шерлоком массовый зритель не разглядел остальные его картины – "Гонщиков" с Олегом Янковским, "Пиковую даму" с Аллой Демидовой. Фильмы, для которых у него было особое определение – соборное кино.
"Это когда люди приходят в кинотеатр, сидят перед экраном, плачут, смеются, переживают, забывают, где они находятся. Вот что такое настоящее кино", – говорил Игорь Масленников.
Себя Игорь Масленниковым называл садоводом, который выращивает фильмы. За без 10 лет век он вырастил 28 – самое время пересмотреть.