Как уверяет экс-глава Минобороны Израиля Бени Ганц, пришло время выйти на демонстрации.
"Нетаньяху, если ты продолжишь в том же духе, то ответственность за братоубийственную гражданскую войну, которая назревает в израильском обществе, ляжет на тебя", – обращается он к премьер-министру Израиля.
Правые хотят подчинить судебную систему парламентскому большинству. А министры от религиозных партий начнут наступление на светское общество. Лидер блока религиозных сионистов Итамар Бен-Гвир, едва получив портфель министра безопасности, поднялся на Храмовую гору. Такой шаг провоцирует палестинские беспорядки и осложняет отношения с арабскими соседями, убеждают своих сторонников лидеры оппозиции и зовут их на улицу.
Так, площадь перед старейшим израильским театром "Габима" в Тель-Авиве превращается в политический клуб оппозиции. Ее лидеры приглашают своих сторонников на митинги, пикеты и марши. Не имея возможности добиться своего голосованием в кнессете, они избрали метод уличной демократии для того, чтобы хоть как-то попытаться повлиять на политический расклад внутри страны. Страсти кипели на этом месте в прошлую субботу: около 10 тысяч противников нового правительства вышли с плакатами.
"Протест можно назвать серьезным. Сегодня очень сложно вытащить людей с комфортных домашних диванов. Сам тот факт, что около 10 тысяч человек вышли протестовать, говорит о том, что реформы, которые новая коалиция собирается провести, – они задели за живое израильских избирателей", – отмечает политолог Михаил Пелливерт.
Тем не менее опросы показывают, что большинство израильтян снова проголосовали бы за правительство Нетаньяху. А представители победившей партии "Ликуд" советуют оппозиции не делать беспочвенных заявлений, пугая людей призраком гражданской войны.
Правительство начнет работать, уличные страсти остынут. Нет таких противоречий в обществе, которые могли бы грозить Израилю гражданской распрей, считают в лагере победителей.
Израильская демократия всегда была шумной. Любая политическая сила – правого или левого лагеря – называла собственные электоральные неудачи концом и крушением демократии. Однако ближневосточная мудрость предлагает не спешить и не слишком доверять пафосу речей.