Так, по показаниям свидетелей, в Мариямполе и ближайших деревнях под руководством немецких полковника и капитана и литовского начальника уездной полиции в августе 1941 года в ходе трехдневной облавы на евреев было задержано 7,7 тысячи человек. Их заперли в конюшне военного городка, затем мужчин заставили рыть могилы, после чего всех расстреляли, выводя группами по 100-200 человек.
"Было большое количество раненных, которые добивались одиночными выстрелами, а в основном зарывались живыми", – рассказал на допросе в 1944 году участник расстрелов Герман Павлайтис.
В то же время в Вилковышской тюрьме держали около 10 тысяч человек, многих из которых расстреляли, но перед этим "специальным аппаратом забирали кровь". Арестованным отрезали уши, носы, пальцы рук и подвергали другим издевательствам – этим занимался батальон смерти из числа немцев и литовцев.
В докладной записке начальника отдела контрразведки "Смерш" 11-й гвардейской армии полковника Митрофанова от 24 октября 1944 года приводятся собранные данные о преступлениях на основании показаний свидетелей. Из нее следует, что только в Мариямпольском, Алитусском и Вилковышском уездах за период оккупации были казнены свыше 20 тысяч гражданских лиц "особенно из среды еврейского населения и партийно-советского актива".
Среди опубликованных документов – акт комиссии по осмотру места расстрелов в местечке Серея, а также протокол допроса арестованного 32-летнего литовца Германа Павлайтиса, вступившего в полицию после начала оккупации и участвовавшего в расстрелах евреев и коммунистов в Серее.