Этот визит стартовал с разговора о безопасности. Россия и Республика Сербская традиционно придерживаются схожих взглядов на то, какие угрозы стоят перед нашими государствами в современном мире.
Милорад Додик – из числа немногих политиков, кто не боится называть вещи именами, даже несмотря на то, что за это Запад вводит санкции. Так, он не боится сказать, что у Зеленского нет авторитета, ведь Киев действует только по указке извне. Настаивает, что двуличие Запада не может продолжаться вечно, а Россию нужно уважать, и напоминает: Москва не раз говорила зарубежным партнерам о своих красных линиях, но тот сознательно пошел на конфликт.
"Перед началом спецоперации Россия предложила Западу документ, касающийся безопасности, и на него никто не отреагировал. Это обычная наглость Запада, который отвергает чужое мнение и реализует свою политику, а она обычно мотивируется долгосрочными стратегическими интересами, как в случае с Россией. Украина всего лишь залог. Стремление овладеть неограниченными ресурсами России и является главной целью Запада", – заявил Милорад Додик, президент Республики Сербской.
Понимая пользу от сотрудничества с Россией для боснийских сербов, Милорад Додик много лет последовательно проводит политику сближения с Москвой. В Баня-Луке строится русский православный храм, культурный центр и готовится к открытию генконсульство нашей страны. Уже вскоре покупать газ Республика Сербская планирует за рубли.
Босния и Герцеговина не может формализовать антироссийские санкции из-за сопротивления лидера боснийских сербов. Москва же противостоит попыткам Запада разрушить Дейтонские соглашения. Этот документ 1995 года и определил сложную архитектуру государственности Боснии и Герцеговины, где в составе одного государства есть мусульманско-хорватская федерации и так называемый энтитет – образование Республика Сербская.
"Тем не менее до сегодняшнего дня другого документа для Боснии и Герцеговины не существует. И если мы сначала скептически относились к нему, то сегодня мы говорим, что нарушать его не стоит. Это единственный документ, который дает самостоятельность Республике Сербской", – считает Елена Гуськова, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.
Вашингтон по традиции выворачивает ситуацию наизнанку. За то, что Милорад Додик якобы противостоит выполнению Дейтонских соглашений, США ввели против него санкции. Лондон ввел ограничительные меры против лидера боснийских сербов прошлой весной, потому что он якобы работает на подрыв территориальной целостности, суверенитета и стабильности Боснии и Герцеговины.
"Запад постоянно вмешивался в урегулирование отношений между двумя этими составляющими Боснии и Герцеговины – мусульманско-хорватской федерации и Республикой Сербской. И постоянно в пользу мусульманско-хорватской федерации. Это касалось и права, это касалось и состояния судебной системы, и многих-многих других вопросов", – говорит Елена Гуськова.
По Дейтонским соглашениям только в течение первых лет после окончания войны в Боснии и Герцеговине отвечать за исполнение документа должен был Верховный представитель ООН. Но такой функционер работает в регионе до сих пор, по сути являясь проводником политики Запада. Верховные представители все эти годы, например, считали нормальным оспаривать результаты выборов. Руководство Республики Сербской выступает против этого давления, а нынешнего верховного представителя ООН и вовсе не признает легитимным, ведь его назначили без санкции Совбеза.
"Россия и Китай в Совете безопасности были против того, чтобы Кристиан Шмидт был вообще на этом месте. Так что он по сути нелегально там находится. Он является натовским гауляйтером. Ничем больше. И на фоне подготовки визита Додик сказал, что мы отвергаем быть вассалами", – говорит политолог Стеван Гайич, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград).
Не дает покоя западному миру и то, как власти Республики Сербской защищают традиционные ценности и хранят память об истории своей страны и всей Европы. Акция "Бессмертный полк" проходит в Баня-Луке ежегодно.
Американская пресса за верность твердым убеждениям называет боснийских сербов сепаратистами. К тому же Милорад Додик – противник западной ЛГБТ-пропаганды, чем вызвал раздраженную реакцию американского госсекретаря. Энтони Блинкен обвинил политика в авторитаризме и сравнил с Владимиром Путиным, но сам Милорад Додик такую оценку назвал комплиментом.