Почему стоит посетить маяк Анива на Сахалине прямо сейчас

Yaroslav Shuraev / CC BY-SA 4.0
Yaroslav Shuraev / CC BY-SA 4.0
Загадочный маяк-призрак на Сахалине манит путешественников со всего мира. Заброшенный. Одинокий. На стыке двух водных стихий – Японского и Охотского морей. Он заставляет романтиков преодолевать километры по воде, чтобы найти себя на краю света.

В последние годы маяк Анива стал визитной карточкой Сахалина. Хотя это уникальное сооружение является одним из самых труднодоступных маяков России, это не останавливает путешественников.

Наоборот, его неприступность, как магнит, притягивает всех любителей приключений. Готовы отправиться в виртуальную поездку вместе со "Смотрим"?

Как добраться

Самостоятельно это сделать сложно, но с гидом в составе туристической группы не составит труда. Путешествие начинается в поселке Новиково. Кстати, населенный пункт получил свое название в честь крейсера Новик, который дал бой японскому кораблю Цусима в русско-японской войне в 1904 году.

До Новикова можно добраться самостоятельно на автомобиле или заказать специальный трансфер. Часто туристические компании предоставляют такую опцию.

На берегу нас встретит гид, проведет инструктаж, выдаст спасательные жилеты и… приключения начинаются! Отправляемся в увлекательнейшую поездку по морю – около 35 километров вдоль красивейших бухт, укутанных в зелень сопок и живописных водопадов. Если повезет, по пути можно встретить косаток.

Через 1-2 часа достигаем цели путешествия – маяка. Казалось бы, можно причаливать. Однако есть нюанс – если позволяет погода. Иногда это сделать невозможно.

Но мы то с вами везучие, не так ли? Погода в нашем виртуальном путешествии прекрасная, поэтому все удалось. Мы причалили. Теперь нужно попасть внутрь. Но не тут-то было – специально оборудованной лестницы, ведущей к башне, нет, поэтому придется взбираться по скале с помощью каната. Да, это было непросто, но мы справились.

Заходим внутрь. Осторожнее, при посещении цокольного этажа есть риск провалиться в одну из щелей в полу. Будьте аккуратны и смотрите под ноги!

Но то, что ждет наверху – стоит этих приключений. Скорее подымайтесь по винтовой лестнице и позвольте открывшейся картине оставить вас безмолвными. Все страхи и сомнения остаются позади. Там лишь вы и бескрайнее море. Представляете, каково это просыпаться с таким видом?

Сейчас маяк не используется по своему назначению, его огонь погас. Но прошлое сооружения заслуживает особого внимания – маяк почти 80 лет спасал морские суда от гибели у каменистых берегов далекого острова. Погрузимся в историю.

Нако-Сирето-Мисаки

Маяк был построен японцами в 1939 году по проекту инженера Миуры Синобу. Да, в то время остров был японским и относился к префектуре Карафуто.

С начала освоения Сахалина у мыса Анива проходил очень сложный морской путь. Непредсказуемые течения при смешении вод Охотского моря и залива Анива, частые туманы, скалы и гибель кораблей подтолкнули руководителей префектуры к строительству маяка. Сооружение на крайней точке мыса – на скале Сивучья – получило название Нако-Сирето-Мисаки.

Маяк Анива и по сей день считается выдающимся мировым достижением в практике маячного строительства. Это очень сложная техническая постройка: одна часть маяка состоит из скалы, а другая – рукотворная. Работникам пришлось срезать выпирающую часть скалы, а в дальнейшем наращивать ее, используя бетон.

Возводить его было очень непросто: все материалы доставлялись по морю на специальном корабле. А бушующая стихия – сильные течения и вечный туман – еще больше усложняла процесс. В итоге сложное строительство длилось около двух лет. Однако усилия того стоили.

Устройство маяка

В результате была возведена круглая бетонная башня из 9 этажей с боковой пристройкой. Высота сооружения – 31 метр! И этот великан стоит практически на краю света.

Предлагаем пройтись по винтовой лестнице и побродить по комнатам маяка, прочувствовав то время, когда там еще кипела жизнь: работали генераторы, работники маяка на кухне готовили еду, а в радиорубке получали информацию от проплывавших мимо кораблей.

Первый этаж маяка предназначался для оборудования, второй – для радиосвязи. Третий, четвертый и пятый этажи были жилыми. Там могли разместиться до 12 человек.На шестом этаже располагалось складское помещение, на седьмом – пневмосирена. Восьмой этаж был предназначен под хранилище горючего. А на самом верхнем располагался вращательный механизм.

Кстати, на маяке был установлен очень мощный осветительный прибор. Его свет был виден на расстоянии до 35 км. Представляете, сколько жизней сохранил этот спасатель?

Когда Сахалин стал советским, маяк начали использовать в военных целях. В 1968 году сооружение укрепили. Вплоть до 1990 года маяк работал на дизельных генераторах и резервных аккумуляторах.

Затем его заменили на атомный, а навигационное сооружение перевели в автоматический режим. В 2006 году все изотопные установки вывезли с маяка, и он опустел. Сейчас сооружение заброшено и медленно разрушается суровым климатом и временем...

Но не переживайте, на этой грустной ноте мы не закончим. После дождя всегда приходит радуга. Этот маяк ждет светлое будущее.

Вторая жизнь

Казалось, что надежды нет – и старый маяк так и будет разрушаться. Разговоры о реконструкции долгое время так и оставались разговорами. Однако в марте этого года все изменилось.

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко представил президенту Владимиру Путину концепт маяка Анива и попросил передать сооружение региону. Нюанс в том, что туристическая жемчужина острова находится в собственности Минобороны, поэтому вкладывать средства в ее восстановление без этого решения просто невозможно.

В мае президент распорядился, чтобы военное ведомство рассмотрело возможность передачи маяка Сахалинской области. И до 1 июля министр обороны Сергей Шойгу должен представить доклад по этому вопросу. Остается лишь ждать.

Пресс-служба аппарата полномочного представителя президента России в ДФО Юрия Трутнева

Кстати, внешний облик маяка в случае положительного решения Минобороны ждут изменения. Какие? Во-первых, в башне собираются демонтировать третий шлакоблочный этаж, построенный в советский период. Также планируется создание места для безопасной высадки туристов на маяке. Скорее всего, это будет понтонное причальное сооружение.

Так что, если вы хотите увидеть маяк с налетом старины, скорее отправляйтесь в путешествие. Вполне вероятно, что таким, разрушаемым временем и морскими ветрами, вы его застанете в последний раз.