Матерям малолетних детей дадут шанс исправиться вне стен тюрем и колоний

Тысячи женщин в России ежегодно попадают в колонии и следственные изоляторы, расставаясь со своими детьми. В юридическом сообществе уже давно идут споры: а всегда ли оправданно матерей изолировать от общества? Верховный суд РФ сделал очередной шаг к гуманизации наказания. Там разработали новый законопроект. За какие преступления предлагают не отправлять за решетку?

Осужденная за мошенничество Анна Дроздова перед телекамерой в колонии подмосковного Можайска какое-то время говорила сдержанно и почти не проявляла эмоций. Но когда речь зашла о детях, у Анны хватило самообладания всего на несколько секунд.

"Для маленьких детей очень трудно понять, что произошло. Когда в один прекрасный момент просто мама не пришла", – говорит заключенная.

За решетку Анна Дроздова попала после того, как попыталась открыть частный детский сад и прогорела. Суд установил, что она обманула инвестора, и отправил женщину в колонию общего режима, фактически отрезав от троих детей на четыре с половиной года.

"Первые месяцы ты просто плачешь, а дальше приходит осмысление, что надо как-то жить дальше, двигаться чтобы выйти отсюда, – рассказала Анна. – Надо как-то разделять, я считаю. Человек если в обществе, если ведет адекватный, нормальный образ жизни, то, я думаю, что не стоит препровождать в места заключения".

Людмила Бушуева тоже осуждена за мошенничество. Она уже несколько лет не видела своего сына. Младшую дочь Людмила родила за решеткой, а через год ей пришлось расстаться и с ней. Свое бессилие женщина теперь отражает в тюремной поэзии. А ведь Людмиле еще повезло – ее не бросил муж.

Тысячи детей осужденных женщин вообще попадают в детские дома. Каждая такая история – трагедия и для матери, и для ребенка. В юридическом сообществе уже давно говорят о том, как сделать правосудие более гуманным. На прошлой неделе президент России Владимир Путин обсудил эту проблему с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым.

– Мы постоянно обсуждаем вопрос о гуманизации законодательства. Я бы попросил с этого начать, – сказал Путин на встрече.

– Реализуя ваше поручение, мы подготовили соответствующий законопроект, направленный на гуманизацию правоприменительной практики. В отношении женщин, в отношении лиц, которые впервые совершили преступление небольшой и средней тяжести. Конечная цель этого проекта в том, чтобы если человек впервые совершает такие правонарушения, то он бы не привлекался к уголовной ответственности вообще, – ответил Лебедев.

Новый законопроект должны внести в Госдуму до окончания весенней сессии. Об этом говорили уже на пленарном заседании Совета судей. По поручению президента Верховный суд внимательно изучил не только практику приговоров, но и избрания меры пресечения. В прошлом году на время следствия под стражу поместили больше 55 тысяч человек, из них 1379 женщин с малолетними детьми.

"В любом случае, когда ребенок очень долго не видит маму, он получает психологическую травму. Что будет с ним потом происходить? Кого мы потом воспитаем? Получается, что такому ребенку требуется психологическая реабилитация серьезнейшая. Этому ребенку требуется замена матери. Государство каким образом может это обеспечить? Поместив в сиротское учреждение, отдав его бабушке? Я полагаю, что-то, что сейчас происходит, это не просто серьезный шаг на гуманизацию, но и шаг на защиту детства", – говорит член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачева.

Порой матери находятся в следственных изоляторах по пять лет и даже дольше. Суды продлевают сроки содержания под стражей будто по накатанной. Председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев на Совете судей предложил ограничить сроки следствия по определенным делам, например, до 12 месяцев.

"В сообществе правозащитном обсуждается, как бы попытаться эти сроки ограничить. Эта тема актуальна, решения пока нет, но, предполагаю, что эти решения будут предложены в ближайшее время", – сказал Фадеев.

На примере резонансных уголовных дел можно проследить, как суды сейчас подходят к избранию меры пресечения для женщин. Королева империи обмана Елена Блиновская не доплатила налогов почти на миллиард рублей и спокойно проводит время в своем роскошном коттедже. Для сравнения: журналистка Александра Баязитова, одна из авторов telegram-канала "Адские бабки", находится в СИЗО за вымогательство нескольких сотен тысяч рублей. Такие разные суммы и такие разные меры пресечения. Баязитову не выпускают даже несмотря на серьезные хронические заболевания. И похожих примеров – масса.

Адвокаты надеются, что новый законопроект о гуманизации правосудия станет настоящей вехой в истории российского права и поможет исправиться тысячам людей.

"Прежде чем посадить кого-то в тюрьму или назначить уголовное наказание иного вида, человека привлекут к административной или дисциплинарной ответственности – то что предлагает Верховный суд", – объяснила суть нововведений доктор юридических наук Людмила Айвар.

Эксперты уверены: серьезного предупреждения для многих оступившихся будет достаточно, чтобы больше не вставать на скользкий путь.

"Когда установлено лицо, которое совершило преступление, оно является подследственным, идет следствие – уже человек претерпевает большие ограничения и у него есть время осознать, что он совершил", – считает член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.

В колонии бросаются в глаза не только материнские слезы, которые осужденные не могут сдержать, вспоминая семью, но и игрушки. В них словно собрана вся нежность, которую женщины пока не могут передать родным.