– Виталий Геннадьевич, здравствуйте.
– Здравствуйте, Наиля.
– Год назад во время интервью мы говорили об обслуживании самолетов иностранного производства. Как ситуация изменилась за это время, как компании решают вопрос с запчастями, и насколько безопасны сегодня авиаперевозки в России?
– На текущий момент у нас 1288 самолетов в стране, из которых пассажирских 1162. Этого вполне достаточно, чтобы закрыть все наши перевозки. И если в прошлом году мы перевезли 95,2 миллиона человек при плане 100 миллионов человек, в силу того, что было закрыто 11 южных аэропортов, которые в целом дают перевозку примерно 19 миллионов пассажиров в год. В этом году у нас план чуть больше – 101 миллион пассажиров. На текущий момент за пять месяцев мы его опережаем на 1 миллион 400 тысяч пассажиров, несмотря на то, что аэропорты пока так и не функционируют. Ваш вопрос в части безопасности: вы знаете, мы требования не уменьшили. Просто мы больше ведем работу разъяснительную, кроме проверок, объясняя компаниям, как в этих условиях надо работать. С точки зрения обслуживания самолетов могу сказать, что у всех авиакомпаний сегодня сделаны заделы и запасных частей, и расходных материалов, и все это сертифицированная продукция, мы ничего на коленке не делаем, поэтому компании все обеспечены достаточно хорошо.
– Обслуживание самолетов только внутри страны происходит или за рубежом тоже?
– Есть ряд государств, которые нам помогают в обслуживании. Но это не потому, что мы не справляемся. Мы просто ищем варианты, где можно обслуживать еще. Поэтому, да, такие варианты тоже есть, где обслуживание проходит за рубежом.
– В прошлом году Россию отключали от международных систем бронирования авиабилетов. Как удалось решить эту проблему, и как вы оцениваете работу отечественных систем бронирования?
– Мы заранее готовились к переходу. 31 октября для нас была такая точка перехода на отечественные системы. И, безусловно, тот толчок, который мы получили в виде санкций, он просто эту программу ускорил. "Леонардо" – это известная отечественная система. Вся группа "Аэрофлот" в итоге перешла на "Леонардо". У нас еще есть система "Таис". Две такие системы в России системы бронирования. Поэтому все авиакомпании перешли успешно. И уже было перебронировано более 53 миллионов билетов для пассажиров. Поэтому системы работают надежно, у нас нет никаких к ним вопросов. Я думаю, что они будут развиваться и в дальнейшем, и мы будем продолжать вместе с разработчиками осваивать эти системы.
– Уже стартовал отпускной сезон, но не до всех курортов можно добраться напрямую поездом или самолетом. Как работает система единого билета и какие направления доступны?
– Это решение было разработано Минтрансом, оно используется уже более восьми лет. И в целом 2,5 миллиона россиян воспользовались единым билетом. Просто, если объяснять, не в каждую точку можно долететь или доехать поездом. И мы тогда продаем совместный билет. Например, вы добрались до города Сочи, но вам нужно в Абхазию. Поэтому единый билет вам позволяет пересесть на автобус и добраться до Абхазии. Единый билет сейчас широко распространен. Мы в этом году также будем его продвигать. Это города Золотого кольца России, Калининградская область, курорты Шерегеш, например, Абхазия, которую я упомянул. Это все те объекты, которые популярны у россиян в качестве мест отдыха.
– Спасибо вам большое.
– Спасибо, Наиля.