Страшные тайны дома престарелых: кадры и откровения бывшей сиделки

Страшные тайны частного дома престарелых. В Новосибирске умер 98-летний ветеран Великой Отечественной войны, которого дочь забрала из пансионата с многочисленными ссадинами и синяками. Фронтовика избили. Правда ли, что сотрудники учреждения издевались над пенсионерами и морили их голодом? И кто сколотил состояние на беспомощных стариках? С откровениями выступила бывшая сиделка дома престарелых.

Жительница Новосибирска Нина Кувшинова уже не плачет – слез не осталось. Недавно она похоронила отца – ветерана Великой Отечественной войны. Ивану Ларионову было 98 лет. Когда состояние здоровья пенсионера ухудшилось, 70-летняя дочь уже не смогла ухаживать за ним самостоятельно. Отдала в пансионат. По словам Нины, первый месяц все было хорошо, а потом ее неожиданно перестали пускать к отцу.

"Мне позвонила сиделка и сказала: "Заберите его немедленно, если хотите, чтобы он остался жив". На следующий день с утра я приехала, я его не узнала. Это был ужас. Во-первых, он был весь в кровоподтеках, грязный, оборванный, у него были ногти, я не знаю, как у Бармалея", – рассказывает Нина Кувшинова.

Последствия проживания фронтовика в так называемом пансионате "Рэмели" запечатлены на фотографиях. Ивана Ларионова, скорее всего, кто-то сильно избил – на ногах ссадины и гематомы. А сам он сильно похудел. После нескольких недель проживания в частном доме престарелых ветеран попал в реанимацию. Врачи не смогли его спасти. Следователи возбудили уголовное дело по факту оказания услуг ненадлежащего качества.

"Следствием ведется сбор для закрепления доказательств по уголовному делу, устанавливаются обстоятельства произошедшего, а также проверяются сведения и о других нарушениях прав постояльцев" – проинформировала старший помощник руководителя СУ СК РФ по Новосибирской области по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ Елена Коновалова.

Организация под названием "Рэмели" позиционирует себя как пансионат европейского уровня. На сайте – фотографии счастливых пожилых людей, скачанные из интернета. Реклама обещает идеальные условия содержания: пятиразовое питание, круглосуточный полноценный уход, развлекательные мероприятия и сеансы с психологом. Якобы есть даже лицензия на осуществление медицинской деятельности. Стоимость размещения здесь – около 30 тысяч рублей в месяц.

Но на самом деле заведение больше похоже не на пансионат, а на сомнительную ночлежку.

Так называемая гостиница для пенсионеров располагается на четвертом этаже офисного здания. Сейчас, например, из-за аварии во всем доме отключили свет. Лифт не работает, готовить пищу здесь тоже нет возможности.

Дверь в гостиницу открывают только родственникам, по предварительному звонку. Журналисты попали внутрь под видом потенциальных клиентов. Кадры, которые им удалось снять, шокируют. Голодные старики сразу же начали просить еду.

Бывшая сиделка подтвердила, что с питанием в пансионате всегда были проблемы.

"На стариков выделялась на питание 85 рублей в сутки. Как может человек питаться пятиразовым питанием достаточным?" – задается риторическим вопросом бывшая сотрудница пансионата Надежда Стрельцова.

Кормили там в основном рожками и дешевыми сосисками.

У многих постояльцев – серьезные заболевания. При этом здесь нет специального оборудования для малоподвижных людей. Почти на 50 человек всего одна сиделка. Лежачие старики, по сути, предоставлены сами себе.

Один из постояльцев дома престарелых весь в синяках. Сиделки объясняют: он упал с кровати. Но синяки слишком большие и они везде, даже на спине.

"Мы вообще работаем вдвоем. Как я должна, одна сиделка на 45 человек? Я физически не успеваю. Как я могу с ним сидеть, следить?" – оправдывается сотрудница учреждения.

Случайно упал с кровати, или пенсионера кто-то избил? Сам он не может ответить на этот вопрос. Но кадры, снятые новосибирскими журналистами, наглядно демонстрируют, что происходит за закрытыми дверями этого учреждения. Сотрудница избивает постояльца.

"Это был шок, просто шок. Я, не знаю, мне кажется, у меня повысилось давление. Я не знала, что делать, как помочь этому человеку. Понимаешь, что там просто истязают пожилого, заведомо беспомощного человека, возможно, которые нуждается в медицинской помощи, в какой-то специальный помощи. И ты ничего не можешь сделать", – рассказывает журналист Екатерина Лобанова.

После серии резонансных происшествий с пожилыми людьми в учреждении побывали сотрудники прокуратуры и МЧС.

"В связи с выявленными нарушениями прокурором в Октябрьский районный суд направлено заявление о приостановлении деятельности пансионата до устранения нарушений закона", – сообщил прокурор Октябрьского района Новосибирска Дмитрий Цуканов.

Но несмотря на это, дом для престарелых почему-то продолжает работать. Здесь нет ни носилок, ни огнетушителей. Пенсионеры, скорее всего, будут обречены, если на четвертом этаже вдруг случится пожар.

Единственный запасной выход из здания –лестница. В случае ЧП больные старики вряд ли смогут по ней спуститься самостоятельно. Да и проход между этажами – на замке.

После гибели ветерана Великой Отечественной войны руководство дома престарелых старательно избегает общения с журналистами. С управляющей этим филиалом Еленой Наумовой корреспондентам удалось связаться по телефону. Однако разговора не вышло.

Пансионат "Рэмели" заключает договоры с клиентами от лица общества с ограниченной ответственностью "Гармония". А лицензии, представленные на сайте, и вовсе выданы третьей организацией, которая имеет право осуществлять свою деятельность только в Кемеровской области.

"Сталкиваясь с подобными ситуациями, мы обнаруживали, что, когда начинаются какие-то гражданско-правовые споры, то есть люди обращаются в суд, пытаются расторгнуть договор, взыскать какие-то убытки, моральный вред, организация, которая непосредственно заключает договор, является пустышкой. То есть с них нечего взять, и к ответственности привлечен никто не будет", – комментирует ситуацию юрист Захар Глушков.

Но есть одно но: учредителем всех этих организаций является один и тот же человек – Артем Романенко. Бизнесмен, похоже, владеет сетью таких сомнительных пристанищ для пожилых людей.

В другом филиале в Новосибирске обстановка не лучше: на кухне грязь, разбросанные половые тряпки, здесь же чья-то обувь, а в углу – полупустой холодильник. В этом здании тоже проживает почти полсотни больных стариков. Таких филиалов только в Новосибирске четыре. А еще они есть в Барнауле, Омске, Тюмени, Кемерове, Новокузнецке, Иркутске и Красноярске. Условия везде примерно одинаковые.

"Мне надо скорую вызвать – они не хотят вызвать скорую. Мне плохо очень, очень плохо с сердцем. Вызовите скорую", – просит постоялец дома престарелых в Омске.

Об учредителе сети домов престарелых известно немного. Артем Романенко родился в Новокузнецке, там же начал свой бизнес вместе с другом Денисом Зяблицевым, врачом по образованию. После семи лет совместной работы партнеры разошлись во взглядах.

"В один прекрасный момент человек открылся совсем с другой стороны. Что сейчас он делает, я сам не могу понять. То, чем мы занимаемся, называется социальный бизнес – организация частных домов престарелых. И первое слово – это "социальный", то есть подразумевается какое-то нормальное, гуманное, человеческое отношение к людям, к проблеме пожилого возраста. На втором месте стоит бизнес. А вот эта сеть "Рэмели" – бизнес, бизнес и бизнес. Только деньги, деньги, деньги", – говорит руководитель сети пансионатов "Территория Добра" Денис Зяблицев.

По словам экспертов, такие ночлежки есть в каждом регионе, и, по сути, они бесконтрольны. Уже давно назрела необходимость внести изменения в федеральное законодательство.

"У нас люди содержат животных лучше, понимаете? Отношение к животным лучше, чем к тем людям, которых я увидела, – делится впечатлениями уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева. – Если за государственными, муниципальными, и то там нарушения бывают, очень много надзорных структур, то ведь об этом мы даже не знаем. Должно быть лицензирование, на мой взгляд, и должен быть реестр таких организаций".

А пока остается только предполагать, что происходит за закрытыми дверями частных пансионатов. В новосибирской сети "Рэмели" только за последний месяц скончались трое постояльцев. Среди них 77-летний Николай Дудин, бывший связист, полковник в отставке.

Родственники сдали его в пансионат без ведома сына. Чтобы забрать отца домой, Евгению Дудину пришлось лишать его дееспособности и оформлять опекунство. Пока готовил необходимые бумаги, пенсионер скончался – ночью прихватило сердце, и ему якобы не вызвали скорую помощь.

– Я просто не успел. Мне просто не хватило времени, – говорит Евгений Дудин.

– Вы успели с ним попрощаться? – спрашивает журналист.

– Нет.

– Что бы вы ему сказали?

– Наверное, попросил бы прощения, – отвечает Евгений Дудин плача.

– И за родственников в том числе?

В ответ мужчина кивает.

В смерти ветерана Великой Отечественной войны Ивана Ларионова его дочь теперь тоже винит себя. Говорит, что, если бы внимательнее подошла к выбору пансионата, фронтовик был бы еще жив.