Причём Дом Палибина – это в каком-то смысле хрущёвка начала XIX века. После известного пожара такими типовыми домами застраивали всю Москву. Как он выглядит сейчас, и кто в теремочке живёт? В далёкое прошлое отправился наш Илья Филиппов.
В Хамовниках – по улице Бурденко в сторону Плющихи. Дом маленький, серенький, но очень заметный. Про такие говорят – как с картинки. Район Хамовники уникален тем, что это та самая "старая добрая Москва", и в то же время – нетуристическая, здесь почти никто не ходит. И появление на пешем маршруте в двух шагах от Плющихи в такую хорошую погоду деревянного уютного особняка кажется вполне органичным… правда, если мы гуляем в XIX веке.
Он раньше назывался Долгий переулок. Вот его вид с Плющихи в начале XX века. Видно, что два этажа – это, считай, норма. И удивительно, что деревянный дом коллежского асессора Палибина стоит до сих пор, 205 лет. Он менял хозяев, достраивался, в советское время дом был общежитием. Сейчас мы видим результат последней реставрации типового деревянного дома начала XIX века в стиле "ампир".
— На каких-то фотографиях я видел на окошках ставни.
— Да, ставни можно было увидеть на фотографиях начала XX века, — подтверждает главный архитектор ООО "Моспроект" Владислав Харитонов. — Но при реставрации 1980-х годов ставни решили не воссоздавать.
Это действительно типовой дом. После московского пожара 1812 года восстановлением города занимались системно: центр – никакого больше деревянного строительства, а уже за бульварами – именно деревянные особнячки по типовым проектам, по определенным комиссией образцам.
Вот, к примеру, ещё один, чудом сохранённый, дом Фёдорова в Малом Власьевском. Кем был этот зажиточный горожанин – уже неизвестно, остались только кадастровые записи. Можно лишь понять по дому – средний класс.
— Были подборки типовых чертежей, — рассказывает руководитель экскурсионного бюро Музея Москвы Андрей Клюев. — То есть, условно говоря: проект номер один, проект номер два, там для разных сословий немножко разные варианты. Для дворянина, например, двухэтажный дом с мезонином, с колонным портиком – побольше. Для горожанина средней руки – одноэтажный с мезонином.
И новосёл Фёдоров, и коллежский асессор Палибин, служивший в межевой канцелярии, согласовывали с мастерами отделку и цвета. В доме Палибина, как мы видим, была печь, подвал, комнаты. И из своей канцелярии он привёз исписанные бумаги: ходатайства, реестры, ведомости, в общем – конторская тоска. Но благодаря этой "тоске" появилась подложка для обоев. Которую реставраторы оставили как окошко во времени.
— А вот, смотрите, вот здесь. Вот мы видим, реставраторы 80-х вот как раз этот фрагмент сохранили, — показывает Харитонов.
— Наверное, это всё-таки такой средней руки чиновник.
— Ну, конечно! Если мы посмотрим на карты XIX века, то поймём, что где мы сейчас находимся – это была окраина.
— Пригород.
— Да, дом по тем меркам скромный.
И на фотографиях советского времени он и правда выглядит очень скромно. Стилизованный под древнегреческий декор почти не виден. В восьмидесятых дом реставрировался – проект возглавлял Савва Ямщиков. Восстанавливали деревянные перекрытия, каменный фундамент, окна, двери. С тех пор там обитал НИИ Реставрации: работали мастерские, собирался клуб реставраторов, там был и кабинет Саввы Ямщикова.
И через 35 лет дому снова требовалось омоложение. Дом Палибина реставраторы восстанавливали своими силами, привлекая волонтёров. Но позже министерство культуры передало здание Фонду Архангела Михаила, и привлеченные им специалисты завершили полную реставрацию. Кабинет Ямщикова, впрочем, оставлять не стали. Вещи вывезены.
— В помещениях объекта размещён Фонд Архангела Михаила и творческие мастерские, — рассказывает руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. — Важно отметить, что попасть внутрь объекта можно, посетив мероприятия фонда, либо в Дни исторического культурного наследия города Москвы.
Это – экспозиция Фонда Архангела Михаила и его мастерские. Сегодня посмотреть, как выглядели стены особняка в то время, когда здесь жил коллежский асессор, можно в нескольких местах: и потолок, и угловые элементы. А снаружи дом выглядит так, как и задуман был при строительстве – серо-голубой, с белым декором.