Возле дороги в подмосковном Трубине из стороны в сторону мечется водитель школьного автобуса. Евгений Ларин пытается найти слова, чтобы вразумительно объяснить: как пассажирский транспорт с учениками частной гимназии вылетел в кювет.
70-летнему мужчине всё-таки пришлось взять себя в руки и рассказать полицейским о проблемах со здоровьем. Ларину стало плохо за рулём, и он потерял управление.
Скорость у автобуса была явно невысокой. Но стоило съехать с проезжей части, как он скатился в обрыв и опрокинуться на бок. По следам на грунте даже сейчас можно разглядеть траекторию движения.
Помощь медиков потребовалась только Ларину и одному из учителей. Школьники самостоятельно выбрались из перевернувшегося автобуса.
"Они все бодрые были. Потом родители собирались на машинах – приезжали, забирали", – вспоминает Григорий Крапин, очевидец ДТП.
В частной гимназии, что располагается в селе Душоново, Евгения Ларина называют опытным шофёром. По знакомству он сел за руль старенького автобуса, который когда-то подарили учебному заведению. И, как призналась мать директора частной православной гимназии, с ним не заключали никаких договоров.
"У нас все здесь работают так, как сказать – от души, во славу Божию. И вот он должен был вообще через 5 дней перестать работать – потому что человек пожилой. Ну и были дни – давление скакануло у него, и произошёл такой случай. Всяко бывает", – считает Наталья Новичкова.
"Во славу Божию" – понятие высокодуховное, но не имеет никакого отношения ни к правилам дорожного движения, ни к социальному страхованию, ни к налоговому законодательству. А любое несоблюдение установленных норм – может привести к непоправимым последствиям.
Многие ещё не забыли о жуткой аварии в Ставропольском крае, где в микроавтобус с детской баскетбольной командой влетел большегруз. Пять юных спортсменок погибли. И лишь потом выяснилось, что эта поездка вообще не должна была состояться. Директор спортшколы не сообщила о ней сотрудникам ГИБДД, у водителя не было путевого листа, да и сам транспорт не был рассчитан на перевозку детей.
Из-за халатности перевозчиков школьные автобусы не только попадают в ДТП, но и горят прямо во время рейса.
В Санкт-Петербурге на днях вспыхнул двигатель пассажирского транспорта, в салоне которого находились дети. Пламя быстро охватило весь кузов. И кроме обгоревшего остова ничего не осталось. Благо, что школьников успели вовремя эвакуировать.
Чтобы избежать подобных случаев, владельцы школьных автобусов должны каждые полгода проводить осмотр машин на станциях технического обслуживания.
С помощью современных технологий специалисты проверяют исправность тормозов, руля и даже уровень задымления транспорта. Процедура проходит под контролем инспектора ГИБДД.
Работающие на 360 градусов проблесковые маячки, аварийные сигналы, поворотники. Школьный автобус должен быть в идеальном состоянии.
Отдельные требования к оснащению салона. Во-первых, поручни не должны болтаться, кресла должны быть обеспечены крепкими ремнями безопасности. Кроме того, должны быть обозначения аварийных выходов и конечно же должны быть специальные молоточки, с помощью которых можно было бы разбить окно и в экстренной ситуации эвакуировать детей.
Но как показывает практика, даже технически исправный автобус не убережёт детей от опасности, если за рулём окажется водитель с серьёзными проблемами со здоровьем. За проведение медицинского осмотра отвечает врач компании-перевозчика. Но и руководство учебного заведения должно проявлять бдительность.
"Если водитель в ненадлежащем состоянии, то он просто-напросто не допускается к рейсу. Предрейсовый осмотр проходит как техника, так и человек, который управляет техникой. И если есть какие-то замечания, то мы связываемся с руководством – перевозчиком и доводим до сведения, чтобы это было устранено", – поясняет Константин Розлач, заместитель директора по безопасности МАОУ "Видновская СОШ №11".
Школьные автобусы должны быть видны издалека. Именно поэтому они, как правило, жёлтого цвета. Салон должен быть оборудован сидениями с ремнями безопасности. Сотрудники ГИБДД в границах своих районов знают всех водителей школьных автобусов в лицо, так как маршрут передвижения согласовывается с инспекторами.
Инспектора могут распечатать ленту тахографа. Тахограф – это устройство, с помощью которого можно отследить время работы и отдыха водителя. Выходит лента, по которой мы можем прочитать всю информацию именно об этом водителе – там вставлена карточка водителя. Она персональная.
Отдельный порядок действует при организации длительных поездок детей. Например, на спортивные соревнования или экскурсию. Для этого руководитель учебного заведения должен предоставить в ГИБДД весьма объёмный пакет документов. Список детей, информацию о водителе, сопровождающих лицах и конкретные сведения о медицинском работнике. Инспекторы изучат акт осмотра транспортного средства. И только тогда автобус со школьниками может отправляться в путь. Как правило, государственные школы неукоснительно выполняют все требования. А вот частные учебные заведения пренебрегают правилами.
"В силу разных обстоятельств – либо цена, либо другие вопросы – частные лица не всегда добросовестно выполняют требования действующего законодательства, что фиксируется нашими сотрудниками. Тогда отменяются поездки, у детей портится настроение", – поясняет Владимир Севостьянов, заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.
Но к каждой частной школе полицейского не приставишь. Вот директора и ведут себя халатно с молчаливого согласия родителей учеников. Иначе, как объяснить то, что за рулём автобуса, перевернувшегося в Трубине, находился 70-летний пенсионер. И у гимназии не было договора на перевозку детей.
"Всё-таки уже стоит задуматься о предельном возрасте водителей, которые могут перевозить наших детей. Я думаю, это планка была снижена по возрасту. То есть – 70 лет – это несерьезно, просто невозможно", – считает Никита Габов, советник председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Следователи проверят и техническое состояние улетевшего в кювет автобуса. Но ещё до завершения проверки понятно, что нарушения найдутся. У транспортного средства не было ни специальной раскраски, ни проблескового маячка, ни даже надписи "Дети".