Мэру придется ответить перед законом за циничное преступление

Ответить перед законом придется мэру города Тулуна Иркутской области. Его заподозрили в мошенничестве. Преступление громкое и циничное, связано с наводнением 2019 года. Тогда погибли 30 человек, тысячи домов были подтоплены. И пока местные жители всеми силами справлялись с последствиями стихии, Юрий Карих, как считают следователи, приложил силы, чтобы нажиться на горе обездоленных людей. Многие из которых до сих пор вынуждены ютиться в полуразрушенных сараях.

Пригород Тулуна – от Иркутска почти 400 километров. Местные жители стучат топорами, поскольку газа здесь нет, приходиться готовить на зиму дрова. Татьяна Оглоблина – мать двоих детей. Недавно похоронила мужа, все хозяйство теперь на ней. Говорит, чтобы протопить этот старый полуразвалившийся дом, нужно очень много дров.

Дом Татьяны сильно пострадал от наводнения в 2019 году. Стены в трещинах. Всюду плесень. Фундамент просел. Полы гуляют. И вот-вот провалятся. Но чиновники сказали: жить можно.

"Мне даже приходится подлаживать, чтоб хотя бы этот шкаф на детей не рухнул. Я ходила, я добивалась помощи, отсрочки какой-то. Я не знала, к кому идти. К Кариху идти? Смысла нет", – утверждает Татьяна Оглоблина.

Юрий Карих – мэр Тулуна – на этой неделе стал фигурантом уголовного дела. Следователи задержали градоначальника за махинации с деньгами при переселении людей из аварийного жилья в новое. Карих, якобы, присваивал федеральные средства, выделенные на помощь пострадавшим от паводка. Вместе с главой задержаны и его вероятные сообщники – подчинённые.

Преступная схема под руководством мэра, по версии следователей, выглядела так. В развалюхи, которые уже расселили, но еще не снесли, нечистые на руку чиновники регистрировали подставных лиц. Затем включали их в списки нуждающихся в жилье. Псевдособственники получали квартиры в новостройках и сразу продавали их. А выручку отдавали своим покровителям из мэрии.

В июне 2019 года в Тулуне произошло сильное наводнение. Под воду ушла большая часть города. 30 человек погибли. Сотни остались без крыши над головой.

Дома срывало с фундамента и уносило потоком. На помощь людям из федерального центра в срочном порядке были выделены миллиарды рублей. Деньги направили на строительство жилья для пострадавших. Но чиновники, похоже, решили осваивать бюджетные средства в своих целях.

В декабре 2019 года многие пострадавшие от наводнения были вынуждены встречать зиму в сырых и полуразрушенных домах. 85-летняя Нина Зубачева не стала исключением. В доме от влаги даже провалился пол. Но чиновники женщину пострадавшей не признали.

Нина Семёновна трижды ездила на приём в местную администрацию – просила хотя бы откачать воду. Но власти сказали, что помощь ей не положена.

Мэр Тулуна Юрий Карих, в интервью журналистам, корил людей за то, что они много просят.

"Идёт сейчас эффект толпы, так называемый. Я говорю, без камеры. Чем больше сейчас помощь оказывается, тем больше людям хочется её получить", – говорил тогда Юрий Карих, с 2010 по 2023 гг. – мэр Тулуна.

Сам Карих, похоже, тоже был не прочь получить больше. Порой — очень мелочно и позорно. Местные журналисты писали, как однажды, будучи в командировке, он представил подложные документы, в которых вдвое завысил стоимость проживания в гостинице.

"Было бы смешно, если бы не было так позорно. Сами эти документы были на сумму 10 тысяч. Но сам факт того, что мэр города, начальник и председатель социального комитета представили зачем-то эти документы, говорит о многом. Как говорят, кто берёт помалу, тот и на большее способен", – полагает Светлана Горбачёва, с 2001 по 2019 гг. главный редактор газеты "Компас ТV".

И тут, как по мановению волшебной палочки, после общей беды, на мэра Тулуна пролился золотой дождь. Это был поток федеральных денег, которые шли в город. Кариха тут же прозвали золотым мэром. По словам жителей, вместо того, чтобы помочь людям с жильем, подгнивший чиновник начал строиться сам – в элитном посёлке в экологически чистой зоне.

"Мэр мог потратить полученные деньги, конечно, и на строительство своего дома. Ну, участок-то оформлен на сына, а проживает и, как нам известно, и зарегистрирован там сам Юрий Владимирович", – утверждает Елена Новикевич, с 2006 по 2011 гг. – председатель Контрольно-счетной палаты городского округа. Елена Новикевич – бывший председатель Контрольно-счетной палаты – одна из инициаторов расследований в отношении скандального мэра. Нарушения фиксировали и в Народном фронте.

"К сожалению, спустя даже 4 года к нам продолжают поступать жалобы жителей, жалобы на какие-то их жилищные вопросы, жалобы на срывы сроков строительства инфраструктуры. Мы их продолжаем держать на контроле", – поясняет Сергей Шишковский, координатор регионального отделения "Народного фронта" в Иркутской области.

Активисты "Народного фронта" и сегодня помогают пострадавшим от наводнения. Недавно навестили Валентину Платонову. Из-за разгула стихии она лишилась дома. Подчинённые мэра Кариха обещали ей предоставить для проживания модульное здание, по факту – вагончик. Но ключи так и не выдали.

В итоге Валентину Платонову приютили знакомые в старом доме. Пенсионерка планировала здесь зимовать. Но недавно чиновники отключили электричество – здание аварийное и жить в нем нельзя.

Теперь задержанному мэру и его сообщникам придется отвечать на жесткие вопросы. После наводнения в Тулун хлынули федеральные деньги. Так почему же программа по переселению пострадавших от паводка работала только на бумаге? При виде журналистов, градоначальник пытался оправдываться.

"Ребята, то, в чём меня сейчас обвиняют, я вам со всей ответственностью заявляю, что я не виноват. Следствие разберётся", – уверяет Юрий Карих.

Пока следствие будет разбираться, золотой мэр останется в СИЗО. "Это мошенничество, совершённое с использованием своего служебного положения в особо крупном размере. Ему вменяется два эпизода преступной деятельности", – сообщила Карина Головачева, старший помощник руководителя СУ СК России по Иркутской области.

После того, как нечистыми делами мэра заинтересовались следователи, у людей появилась надежда, что об их проблемах услышали, и им обязательно помогут. Мать двоих детей Татьяна Оглоблина тревожится, что её дом, переживший наводнение, не выдержит очередного испытания сибирскими морозами.