Первое чтение документа планируется уже в ноябре этого года.
О необходимости такого закона впервые заявили на "Российской креативной неделе" в 2022 году. Тогда по итогу форума была создана рабочая группа для подготовки законопроектов, в том числе о развитии креативного предпринимательства в России. В разработке законопроекта принимали участие депутаты всех фракций, сенаторы, представители рынка креативных индустрий.
Закон призван оказать поддержку и стимулировать развитие креативной сферы российской экономики. В тексте документа креативная индустрия определяется как "экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью". Те, кто работает на этом рынке, считаются субъектами креативных индустрий, а результат интеллектуальной деятельности или совокупность таких результатов – "креативным продуктом".
Документ устанавливает условия деятельности и государственной поддержки субъектов креативных индустрий. Они будут предоставляться при соблюдении ряда условий, включая:
- наличие регистрации на территории РФ в качестве юрлица, ИП, а для физлица – лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
- осуществление деятельности на территории РФ;
- осуществление видов креативных индустрий, определенных в соответствии с законом;
- включение в единый реестр субъектов креативных индустрий и самих индустрий.
Денис Кравченко, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, ответственный секретарь Бюро Высшего совета Партии "Единая Россия":
"В ряде стран доля креативных индустрий достигает уже 7%, а кое-где 9% от общего размера ВВП, у нас эта цифра в разы меньше. Наша задача – это положение исправить.
Креативные индустрии позволяют существенно увеличить добавочную стоимость российской продукции, повысить ее конкурентоспособность. Это относится и к высокотехнологичной продукции в том числе.
Законопроект задает стратегическую перспективу развития отечественной экономики. Креативные индустрии — это продвижение товаров и услуг как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Принятие законопроекта позволит создать дополнительные условия для капитализации результатов интеллектуальной деятельности.
На мой взгляд и взгляд представителей отрасли, эта задача должна отойти Министерству экономического развития. Не просто отойти, а она должна рассматриваться как одна из приоритетных. Министерству экономического развития пора сконцентрироваться на инновационных для российской экономики направлениях и целевому стратегическому планированию достижения показателей роста в приоритетных для экономики отраслях в горизонтах 5, 10, 15, 30 и 50 лет, согласовывая на межведомственном уровне те целевые цифры, которые станут для всех конкретной задачей, зоной ответственности. А также по-настоящему перейти к разработке стратегии места России в новой мировой экономической реальности".
Примеры участников креативной экономики:
- Архитекторы-дизайнеры, создающие уникальные проекты для новой городской среды в регионах нашей страны;
- Промышленные дизайнеры с авторскими решениями, повышающими добавочную стоимость и привлекательность продукции;
- Разработчики компьютерных игр, гейм дизайна, моушн дизайна, одним словом, контента – которой окружает нас и наших детей на повседневной основе;
- Российские музыканты и звукозаписывающие студии, создающие и реализующие результаты своей творческой деятельности по всему миру.
Марина Абрамова, президент АНО "Креативная экономика":
"Идея о том, что креативным индустриям необходим отдельный закон, отдельное регулирование впервые прозвучала на форуме “Российская креативная неделя” в 2022 году. Мы с самого начала объясняли необходимость единого подхода к регулированию креативной отрасли страны. Мы очень благодарны думскому комитету по экономической политике и лично Денису Кравченко за совместную работу и за то, что мы спустя полтора года сделали вместе такой важный шаг для креативных индустрий страны. Внесение этого закона – это мировоззренчески важный момент для всех нас: когда субъекты экономической деятельности, производящие интеллектуальную собственность, выделяются в отдельный вид, их рассматривают как единую индустрию. Мы довольно давно говорили о необходимости перехода с сырьевого типа экономики к новому – интеллектуальному. И сейчас мы в практическом плане с помощью регуляторики совершаем этот переход. В дальнейшем логика регулирования государством этого вида производителей будет направлена на увеличения их доли в экономики страны: и в количественном, и в качественном плане. До сих пор меры поддержки креативных индустрий осуществлялись точечно: мы говорили отдельно, к примеру, об анимации, IT, музыке, дизайне и т.д. Сейчас же мы по единому критерию объединяем всех этих производителей".