Обмеление Волги: время терять нельзя

На заседании Госдумы 2 ноября депутаты обсуждали проблему обмеления бассейнов рек Волги и Дона. Тревога! Из-за маловодья под угрозой вся экосистема самой большой реки Европы. Обмеление Волги и Дона затрагивает более 80 миллионов человек.

"Волга – самая зарегулированная река. И здесь надо принять управленческие решения. И то, что у нас Волга обмелела, здесь должен быть ответ внятный, почему допустили. Даже когда лето было более жарким, еще меньше было дождей, уровень так низко не опускался. Поэтому аргумент о том, что жаркое лето, нет дождя, поэтому у нас обмелела Волга, не работает. Ситуация требует в том числе реакции Генеральной прокуратуры, природоохранной прокуратуры", – подчеркнул спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Одна из главных рек страны, национальное достояние, великая река Волга испокон веков славилась своей красотой и природными богатствами. Но вечно бурлящие потоки с конца лета затихли. Большая вода начала отступать. Волга приобретает другую славу, теперь с новыми песчаными островками.

Это теперь целый комплекс больших и малых островов на реке со своими ландшафтами, где-то даже напоминающие пустыню.

"Именно на этом месте, где мы с вами сейчас находимся, то есть ходим пешком, находилось небольшое русло маленькой речки, которая впадала в Волгу. Сейчас вы видите: мы здесь ходим пешком, а раньше здесь ходили катера", – рассказывает и показывает местный рыбак.

Небольшое село Чардым, что в Саратовской области, называют курортной жемчужиной региона. Множество турбаз, лодочных станций. Но сейчас людей нет, Чардым на мели.

"Ситуация на самом деле очень удручающая. За 40 лет, сколько я помню себя, на этой территории вода упала так первый раз в жизни", – продолжает рыбак свой рассказ.

Большая вода в некоторых местах ушла настолько, что можно уже переправляться вброд. С одной из лодочных станций Саратова суда в этом году скорее всего больше не выйдут – не хватит глубины. Специалисты говорят: вода ушла больше чем на два метра.

В Астраханской области реку уже не переплывают, а переходят.

"Раньше здесь воды было по голову – баркасы ходили, а сейчас на шлюпках еле проезжаешь", – вспоминает местный житель.

Проблемы с судоходством и в Нижнем Новгороде. Один из участков под Городцом в народе называют "Горе морем". Основной гидроузел области снова встал в пробку на воде. Из-за низкого уровня воды не могут пройти процесс шлюзования десятки грузовых судов. Все они сейчас стоят и ждут своей очереди. Некоторые – уже неделю.

Этот транспортный узел и так проблемный. Даже в обычные дни мелководный канал не наполняется до минимальных значений в 4 метра. Сейчас уровень вовсе около 2. Чтобы пройти шлюз, танкеры заранее сбрасывают часть груза.

"С 29 уже числа стоим в ожидании воды, часть груза выгрузили здесь, часть груза будет следовать до Пскова. Идем из Карелии, с Онежского озера", – говорит капитан сухогруза "Волга-Дон" Владимир Грушетский.

Жизненно важная артерия страны – великая река Волга – таких проблем раньше не испытывала. Здесь всегда шли огромные торговые караваны, берега густо населялись людьми.

Свои берега Волга начала менять в советское время вместе с гидроэлектростанциями. Река стала большой системой из водохранилищ. Сегодня это девять гидроузлов на Волге и три на Каме. Волжско-Камский каскад перешел на ручное управление.

"Вопрос регулирования завязан на большое количество сфер экономики. То есть это и энергетика, и судоходство, которое ратует, чтобы были обеспечены судоходные уровни, это рыбное хозяйство. Иногда сбросы могут увеличиваться и уменьшаться по сильным потребностям кого-то из водных потребителей", – разъясняет доцент кафедры гидротехнических сооружений Волжского государственного университета Дмитрий Мильцын.

Для каждой гидроэлектростанции определен свой уровень воды. Саратовская ГЭС транзитная: сколько получает воды, столько и отдает.

– Как такового накопления воды у нас нет. Сейчас отметка верхнего бьефа, согласно указаниям Росводресурсов, составляет в пределах 27,50-27,70, – говорит заместитель главного инженера филиала "Русгидро" Саратовской ГЭС Антон Артемов.

– Это нормально считается, получается? – уточняет журналист.

– Да, это нормальный режим, то есть мы не выходим за параметры.

Огромный поток воды здесь проходит через крупнейшие в стране 24 гидроагрегата. Часть турбин сейчас работает в круглосуточном режиме.

Съемочной группе программы "Вести недели" представилась уникальная возможность заглянуть в шахту генератора и посмотреть, как работает гидроагрегат. Вращение ротора происходит с частотой 50 оборотов в минуту, ниже идут уже лопасти. Так называемые "винты" установлены на глубине 40 метров.

Поток воды, который поступает на Саратовскую ГЭС, проходит один этап обработки. Возле каждого генератора расположены сороудерживающие решетки, которые не позволяют мусору пойти дальше по течению. Особенно важно это в период половодья.

Водосбросы могут пропустить до 70 тысяч тонн воды в секунду – это больше десяти ниагарских водопадов. Но такой воды регион, в этом году не видел.

"Это произошло из-за того, что год у нас был маловодный, зима малоснежная, из-за того, что в верховьях Волги было мало воды. Собственно говоря, мало нападало, мало сюда приехало", – отмечает начальник отдела гидрологии Саратовского гидрометцентра Алексей Конский.

Год синоптики действительно признают маловодным. Осадков не хватило, чтобы наполнить и самое крупное на Волге Куйбышевское водохранилище. Уровень сейчас упал до 50 метров при норме в 53. До Казанского кремля можно пройти по воде.

"Тот необходимый объем воды, который водохранилище должно было собрать за этот период, оно набрать не смогло. Я думаю, что все казанцы прекрасно помнят 2010-й, наиболее жаркий год, когда обмелели и Волга, и Кама, и многие наши озера. Поэтому это уже не первый раз, не первый год", – напоминает заместитель директора Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан Дмитрий Иванов.

Уровень водохранилищ регулируется специальной межведомственной комиссией. Для некоторых гидроузлов уже установили особый режим сбросов.

"На сегодня мы недополучили больше 60 тысяч кубокилометров воды. Нам нужно рассчитать правильный режим работы всего каскада, определив на каждом отрезке, какой режим будет установлен", – объясняет начальник отдела регулирования водных ресурсов Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Савостицкий.

Уровень Волги эксперты пока не считают критическим, но время сейчас терять нельзя.