Что такое русский мир. Президент и патриарх об идеологии и свободе

Важное событие: на этой неделе прошел уже 25-й по счету ежегодный Всемирный русский собор – с участием президента страны, патриарха, видных философов, бизнесменов и общественных деятелей.

Тема – "Настоящее и будущее русского мира" – предполагала в наше военное время прямые ответы на самые глубинные вопросы. Например, о природе битвы, что ведет сейчас Россия. В чем главный смысл и каков ее масштаб? Ведь когда специальная военная операция начиналась, то ее цели представлялись, в общем-то, локальными – защита русских Донбасса, денацификация и демилитаризация Украины... А сейчас, когда за укронацистов Америка и Британия впрягли весь Запад, то масштаб задачи предстает совсем другим. Уже для самой России – быть или не быть, да и для остального мира момент исключительно острый. Путин формулирует все с предельной ясностью. Для нас война носит национально-освободительный характер, а для планеты это шанс на справедливое мироустройство.

"Уважаемые друзья, наша битва за суверенитет, за справедливость носит без всякого преувеличения национально-освободительный характер, потому что мы отстаиваем безопасность и благополучие нашего народа, высшее, историческое право быть Россией – сильной, независимой державой, страной-цивилизацией. Именно наша страна, русский мир, как не раз бывало в истории, преградили путь тем, кто претендует на мировое господство, на свою исключительность, – заявил Владимир Путин на пленарном заседании. – Мы сражаемся сейчас за свободу не только России, но и всего мира. Именно наша страна находится сейчас в авангарде формирования более справедливого мироустройства. И хочу подчеркнуть: без суверенной, сильной России никакой прочный, стабильный миропорядок невозможен".

Понятно, что перспектива упустить мировое господство – так, как его упустили, если взять лишь европейские примеры, – Швеция, Британия, Германия, рождает и отчаянную ненависть к тому, кто мешает, к тому, кто встал на пути. Именно такого рода ненависть и предопределяет отношение к России.

"Сегодня практически официальной идеологией западных правящих элит стали русофобия, другие формы расизма и неонацизма. Они направлены не только против русского, но против всех народов России: татар, чеченцев, аварцев, тувинцев, башкир, бурятов, якутов, осетин, евреев, ингушей, марийцев, алтайцев. Нас много, всех сейчас я не назову, но, повторю, против всех народов России это направлено", – уверен президент.

И далее со всей прямотой: Западу мы в принципе не нужны с нашей моделью благородного единства народов, гармоничным многоцветьем, да еще с бездонными ресурсами. Такая страна, само существование такого примера и такой силы Запад пугает, считывается как угроза. И зачем мы им такие совсем рядом на планете? Как-то не вписываемся в их картину мира...

О том же говорил глава государства: "Западу в принципе не нужна такая большая и многонациональная страна, как Россия. Наше многообразие и единство культур, традиций, языков, этносов просто не укладываются в логику западных расистов и колонизаторов, в их жестокую схему тотального обезличивания, разобщения, подавления и эксплуатации. У нас большая, многоликая страна. И в этом многообразии культур, традиций, обычаев – наша сила, огромное конкурентное преимущество и потенциал. Мы должны его постоянно укреплять, беречь это многообразное согласие, наше общее достояние. Обращаю на это внимание руководителей всех субъектов Федерации и рассчитываю здесь на авторитет пастырей наших традиционных религий, на ответственность всех политических сил и общественных организаций".

Вот здесь принципиальный тезис и предостережение: в единстве наша сила, многообразие как преимущество. Но преимуществом наше многообразие останется лишь в случае единства. "Согласие – наше общее достояние". И Путин прямо обращается к местной власти, религиозным лидерам и обществу не допустить розни – ни межнациональной розни, ни религиозной розни, ни гражданской розни... Это и будет патриотизм в действии. И наоборот, раскол общества – это предательство и, по словам Путина, – "преступление против всей России". Слова явно намекают на вновь вспыхнувшую дискуссию последних недель, кто матери-истории более ценен – белые или красные, Деникин и Колчак или Фрунзе и Тухачевский...

Выступление президента было упругим и сжатым. Фактически это был концентрат мировоззренческих идей, много объясняющих и откровенно духоподъемных. И вот здесь уже доходим до сердцевины: "Русский – это больше, чем национальность... Быть русским – это прежде всего ответственность".

"Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или религиозной принадлежности. Русский – это больше чем национальность. Так всегда было, кстати говоря, в истории нашей страны. Это в том числе культурная, духовная, историческая идентичность. Быть русским – это прежде всего ответственность. Повторю, огромная ответственность за сбережение России, именно в этом – истинный патриотизм. И как русский человек хочу сказать: только единая, сильная, суверенная Россия способна гарантировать будущее и самобытное развитие и русского, и всех других народов, которые веками жили и живут в нашей стране, объединены общностью исторической судьбы", – подчеркнул российский лидер.

К мыслям Путина мы вернемся буквально через минуту. Отвлечемся лишь, чтобы дополнить сказанным в развитие Патриархом Кириллом, что выступал на Соборе после президента. Об ответственности русских и православия – явно перекликается: "Россия способна поддерживать в единстве различные культуры тогда и только тогда, когда сама себя она осознает православной. Эти слова никак не должны создавать у людей неправославных чувство дискомфорта. И вот почему: являясь стержнем русской культуры, православная вера воспитала в русском народе все те нравственные качества, которые сегодня составляют нашу самобытность и благодаря которым мы можем говорить о российской идентичности и русском мире, многонациональную общность".

Ну и вот к Путину сейчас вернемся. Речь президента на Соборе была интересна еще и потому, что была частью более широкой дискуссии по осмыслению в новых условиях в общем-то одних и тех же понятий, что ложатся в основу российской идеологии. Не будем боятся этого слова. Пункт 2 статьи 13 Конституции России запрещает нам единую навязанную государством обязательную идеологию. А пункт 1 той же статьи признает в стране "идеологическое многообразие". Так что если в обществе есть реальный запрос на ненавязанную, а столь желанную для многих жизненную идеологию, то почему нужно отказываться от поисков в этом направлении? Выступая до Путина на Соборе, яркий современный мыслитель философ Александр Дугин предложил пять оснований современной российской идеологии: "Первые эти основания: патриотизм, справедливость, свобода. Патриотизм, держава, империя — это наше основное. Справедливость — это наш советский опыт, это наша воля в советский период. И свобода — это, собственно говоря, не менее важная фундаментальная ценность. Только мы можем увидеть в этом диалектику русской истории. Дальше — суверенное развитие — это инструмент, развитие не может быть идеологическим, идеологической целью. Это инструмент, а вот цель, если угодно, вместо отвратительного слова комфорт я предлагаю использовать слово благоденствие. Прекрасное русское глубокое церковное фундаментальное слово. Теперь немножко расшифруем эти вот пять оснований. Во-первых, очень важно, чтобы мы нашли синтез между этими диалектическими элементами, ни в коем случае нельзя допустить внутри в России предпосылок для гражданской идеологической войны. Например, белых против красных, сторонников свободы против сторонников социализма. Необходимо завершить эту гражданскую войну, поэтому три основания: патриотизм, справедливость и свобода — должны обязательно браться целиком как синтез нашей идеологической истории".

Да, собственно те же слова и понятия – патриотизм, справедливость, свобода, суверенитет... Благоденствие или благополучие... И это не потому, что кто-то у кого-то что-то подсмотрел или подслушал, а потому что, опять же, в обществе на осмысление всего этого есть запрос, это витает в воздухе. Люди хотят, чтобы у них в головах все встало на свои места. Отсюда и столь нужная мозговая атака. Она вообще-то не прекращается. Просто на этой неделе Русский народный собор стал для важной площадкой интеллектуального штурма... И вот Путин идет дальше – связывает суверенитет и свободу – свободу страны и свободу каждого. Вот – суть.

Слова Путина: "Что означает суверенитет для нашего государства, для каждой семьи, для каждого человека? В чем его смысл, ценность, реальное наполнение? Это прежде всего свобода. Свобода для России и для нашего народа, а значит, и для каждого из нас. Потому что в нашей традиции человек не может чувствовать себя свободным, если не свободны его близкие, дети, его Отчизна. Именно такую подлинную свободу защищают сейчас наши парни, наши мужчины, солдаты и офицеры, дочери Отечества. По-настоящему свободный человек – всегда созидатель. Мы поддержим стремление каждого приносить пользу стране, обществу, людям. Из этого и складывается суверенное развитие в национальных интересах".

То есть для чего свобода? для созидания. Это по-нашему. На Западе свобода вообще-то – действительно другая. Это свобода от – от чего-то, от государства, от собственного пола, от обязательств, ну и так далее. А у нас – свобода – для. Ну как-то так сложилось по традиции... Ну и Путин возвращает нас уже к справедливости. Что это у нас? А справедливость – прямо связана с достойными условиями – благополучием или если кому-то нравится – "благоденствием".

"Суверенное развитие страны, экономики, бизнеса, социальной сферы должно нести благополучие всем гражданам, всем российским семьям, а значит, быть справедливым, – отметил президент России. – Речь не о примитивной уравниловке, конечно, нет. Справедливость – это прежде всего достойные условия для жизни, современные объекты культуры, здравоохранения, спорта во всех регионах страны. Это квалифицированная, хорошо оплачиваемая работа. Высокий общественный престиж рабочего, инженера, учителя, врача, художника, деятеля культуры, предпринимателя, каждого добросовестного специалиста, мастера. Справедливость – это и равные, широкие возможности для учебы, для жизненного старта, для самореализации молодежи".

Определяя нашу самость, мало описать себя, нужно подчеркнуть разницу с другим. Путин в своей манере тоже делает это, но мягче, чем Дугин. Дугин – так: "Идеология всегда предполагает оппозицию — вот это самый тонкий момент. Мы не любим – русские – оппозицию, но обратите внимание, что все классические идеологии обязательно что-то к чему-то противопоставляют. Либерализм — демократия против диктатуры, коммунизм — труд против капитала; национализм — свои и чужие. Но все это совершенно не подходит России, потому что такая идеология или одна из них комбинаций расколет нашу. Но тем не менее какая-то оппозиция необходима. В этом отношении следует, на мой взгляд, противопоставить русскую идеологию, состоящую из этих пяти оснований, англосаксонской, англосаксонскому глобалистскому либерализму. И если мы обратим внимание, то структура этой либеральной англосаксонской идеологии является полным опровержением наших пяти тезисов: вместо патриотизма — космополитизм, вместо справедливости — глобальная олигархия, вместо свободы для — свобода от, индивидуализм, вместо суверенного развития — неравное вместе с гегемонией Запада, вместо благосостояния — эксплуатация. Налицо оппозиция структур этих идеологических. И вот это объясняет ту войну, которую мы сегодня ведем".

Путин, конечно же, видит все это. Но для лидера России, кроме того, чтобы подчеркнуть нашу разницу, еще и важно поставить общенациональную задачу: "На Западе сейчас практикуют не только политику "культуры отмены", но и фактически отмены гуманитарного образования. В результате примитивными становятся и культура, и образование. Многие классические предметы просто выбрасываются из западных учебных программ, заменяются какими-то гендерными и тому подобными науками – лженауками, конечно. А нам, напротив, нужен настоящий прорыв в культурной жизни. И нам здесь есть чему поучиться у наших предков, которые и в традиционном, и, кстати, в авангардном искусстве задавали образцы для всего мира. Убежден, суверенитет страны, укрепление ее роли в мире невозможны без расцвета самобытной культуры во всех ее проявлениях".