Журналистка назвала покойную "исключительной женщиной и неутомимым борцом за дело Кубы, которую она так любила". Действительно, судьба сестры Фиделя и Рауля Кастро была весьма неоднозначна.
Как и первые пятеро детей, Хуанита считалась незаконнорожденной, поскольку родилась до того, как Анхель Кастро и Лина Рус обвенчались. Всего же у нее было семеро братьев и сестер – Анхела, Рамон, Фидель, Рауль, Хуана, Эмма и Агустина. После победы кубинской революции в 1959 году дети, рожденные вне брака, перестали поражаться в правах.
Сначала Хуанита была верна делу революции и даже собирала деньги для помощи братьям, но позже она разочаровалась в ней.
"Мы были против прежней тирании (диктатора Фульхенсио Батисты - ред.), но то, что мы имеем сейчас, это худшая тирания, – говорила она. – У меня было только два варианта: быть верной Кубе, или моим братьям".
Хуанита выбрала верность родине, но понимала она ее своеобразно. С 1961 по 1964 годы она сотрудничала с Центральным разведывательным управлением США. Правда, сестра Фиделя и Рауля отказалась от платы за такую работу, считая ее патриотическим долгом, и не принимала участие в насилии. В основном она помогала убежать соотечественникам, желающим побыстрее покинуть Остров Свободы. Тем не менее, такая деятельность сестры очень раздражала, если не сказать больше, братьев Кастро, и они настоятельно потребовали, чтобы Хуанита покинула Кубу.
Сначала опальная сестра поселилась в Мексике, а затем, подобно многим кубинцам, переехала поближе к любимой родине – в американский штат Флорида. В Майами она открыла благотворительную аптеку и продолжила помогать беженцам, которые зачастую переправлялись через Флоридский пролив, разделяющий Кубу и США, на лодках или даже плотах. При этом в США Хуаниту тоже не жаловали.
"Я страдала больше, чем остальные изгнанники, – писала она в своей книге. – Для тех, кто на Кубе, я дезертир, потому что я уехала и осудила действующий режим. Для многих в Майами я персона нон грата, потому что я сестра Фиделя и Рауля".
После отъезда мятежной сестры, братья не общались с ней. Она отвечала им взаимностью. Наряду со знаменитым красным идолом Че Геварой, Хуанита считала революционеров "людьми без сердца". А вот сама она была человеком "с сердцем". Когда в 2016-м на 91-м году жизни Фидель Алехандро Кастро Рус умер, и многие кубинцы, уставшие от социализма, выказывали радость по этому поводу, антикоммунистка из Майами жестко осудила их, назвав такое поведение негуманным и антихристианским.
И вот теперь в возрасте своего брата Фиделя Хуана де ла Каридад Кастро Рус отправилась к нему. Похороны ее пройдут незаметно и без участия прессы – сестра Эмма, живущая в Майами, огласки совсем не хочет.
Люди так и не поняли, кому была верна всю жизнь Хуанита, Кубе или своим братьям.