Бой длился неделю. Он потерял обе руки, но дал команду: "Меня эвакуировать последним". Герой России Максим Шоломов и после возвращения с фронта работает на общее дело – на победу. Он "воюет в тылу" – отвечает на самые сложные вопросы молодежи о спецоперации и занимается воспитательной работой. Именно так о своих буднях рассказал подполковник Шоломов.
Сейчас – служащий военного комиссариата, а чуть больше года назад – командир мотострелкового взвода, которому приходилось принимать тяжелейшие решения на поле боя. Однажды он был тяжело ранен, но все же смог вывести свое подразделение из окружения. В том числе сумел, казалось бы, невозможное – спасти раненых из горящей БМП.
Впрочем, о своих заслугах герой скромно умалчивает. Заявляет, что золотую звезду получил только благодаря личному составу, поскольку бойцы подразделения победили свой страх, несмотря на то, что у них заканчивались боеприпасы и даже был риск попасть в плен. В кризисный момент никто не побежал и выполнил свой долг.
О первых месяцах в зоне специальной военной операции Максим рассказывать не любит. Да и про тот бой, что принес ему звезду Героя, вспоминает исключительно как о битве, в которой удалось выжить благодаря взаимовыручке наших солдат и офицеров. Столкнувшись с превосходящими силами противника, они сохранили мужество.
"Люди готовы были жертвовать собой. Поле боя покидали только раненые, а в моем подразделении находились и мобилизованные, и кадровые военнослужащие, добровольцы. Поэтому это настоящие герои", – говорит Шоломов.
Это случилось под Луганском в конце сентября прошлого года. Противник пытался взять наши подразделения в кольцо, но они позиций не сдавали.
"Господь Бог, начиная с первого дня, находился рядом с нами, все Его чувствовали, к Нему обращались. В первый день, когда мы в ночное время заняли свои позиции, был сильный дождь. Противник перед тем, как вести наступление, запускает коптеры. И из-за того, что шел дождь, у него не было возможности это сделать. Поэтому у нас были сутки, чтобы подготовить свои позиции, окопаться, наладить связь", – вспоминает офицер.
В течение целой недели российские бойцы держали оборону, но противнику удалось зайти с тыла, а это – угроза окружения. Чтобы сберечь людей, дали команду эвакуироваться. Максим Шоломов прикрывал своих, отстреливался, забрасывал неприятеля гранатами. Только в тот день уничтожил 13 противников, но и сам получил тяжелые травмы: ему осколками по плечо отсекло левую руку, повредило легкое и сломало четыре ребра. Но офицер продолжил командовать операцией. Подоспела БМП, в которую погрузили получивших тяжелые ранения, в том числе и Максима, но ее накрыло огнем вражеской артиллерии. Капитан потерял правую руку, его сильно обожгло, и до того, как сдетонировали снаряды, он смог буквально вытолкать из машины товарища и только потом выбрался сам.
"С Божьей помощью и пониманием, что либо я сейчас найду силы вытащить, вытолкать товарища, который передо мной находился, либо все – сейчас будет взрыв. И находишь силы, обращаешься к Господу Богу и выталкиваешь товарища, сам выпадаешь оттуда. И через секунду начинает БМП детонировать", – признался Шоломов.
Сознание он потерял уже на пути в госпиталь. Целую неделю Максим Шоломов был на волоске от смерти, медсестры уже потом рассказали пациенту, что он периодически просил дать ему пулемет.
За личное мужество, отвагу и героизм офицер получил золотую звезду Героя России и звание подполковника. Пройдя реабилитацию и научившись обращаться с протезами, Максим начал снова проситься на фронт. Но ему объяснили: ты нужен в тылу. Теперь подполковник служит в военном комиссариате и отвечает за патриотическое воспитание. На встречах со школьниками он объясняет детям: в зоне проведения СВО наша страна не только борется с киевскими властями, которые мечтают уничтожить все русское. Идет битва за людей, которые хотят сохранить свой язык, культуру и веру.
"В 90-е годы произошла большая трагедия, когда большое количество русских людей, русских прежде всего по духу, остались за границами нашей страны. Навязывают им то, что им не близко, и за это их начинают просто истреблять", – говорит Шоломов.
С теми, кого он защищал, Максим на связи и сейчас. Например, прихожанки храма под Лисичанском постоянно присылают видеоролики, в которых с любовью вспоминают российских бойцов. Вера и семья – то, что помогает Герою России изо дня в день. Отец – офицер запаса, дочь и сын-суворовец были рядом с Максимом и в трудный период реабилитации, и когда на его родине, в уральском Чебаркуле открывали мемориальную доску в честь Героя России.
В своих мыслях Максим Шоломов нередко возвращается в тот день, когда долгий бой едва не стал для него последним. И каждый раз приходит к выводу: он все сделал правильно.