Война будто ластиком стёрла многолюдную, разноязыкую и шумную радость светлых христианских праздников Святой земли. И в день богоявления греческий православный патриарх Иерусалима Феофил третий отменил традиционный парад скаутских школьных оркестров.
На этот раз без грохота барабанов и звучания волынок патриаршая процессия спускалась от монастыря Иоанна Крестителя вниз, к берегу реки Иордан. Спускались молча, как и две тысячи лет назад спускался Иисус с горы Искушений к месту своего крещения.
В этот раз крестный ход не сопровождала тысячная толпа паломников православного мира. Из-за тревожной военной обстановки люди не смогли и не решились отправиться туда, где отшельник и аскет Иоанн крестил когда-то иорданской водой Иисуса. Но те, кто смог добраться на израильский или на иорданский берег малой, но великой реки, в этот раз слышали каждое слово крещенской службы.
"Необходимо и важно для верующего человека посещать те места, которые связаны с земной жизнью Иисуса Христа, потому что они позволяют нам глубже осознать евангельскую историю и найти для себя много положительных примеров для подражания", – заявил архимандрит Вассиан (Змеев), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме.
На этот раз безопасность праздника обеспечивали с особой тщательностью усиленные патрули пограничной полиции на израильском берегу и спецназ королевской гвардии – с берега Иордании.
В холодные и мутные от суглинка быстрые воды реки в этот день решились окунуться не многие. Предусмотрительные организаторы на этот раз заметно усовершенствовали процесс погружения в освященную воду, и сегодня он заметно отличался от евангельской мистерии.
Уже традиционно, завершая церемонию, патриарх Иерусалима передаёт благословение российским православным христианам: "Благослови вас Господь! Ибо сказано: ищи мира и следуй за ним".
Торжественная служба в Иерусалиме, в греческом пределе храма Гроба Господня, проходит в этот раз под ярко освещенными сводами. Буквально накануне российские специалисты и монтажники и реставраторы московского фонда Архистратига Михаила установили уникальную подсветку мозаичного купола и вернули к жизни полуторавековые паникадила, огромные храмовые светильники. И тьма не поглотит этот свет даже во времена тяжёлых испытаний.