Обычно сонная Гаага в эту пятницу бурлила негодованием. Судить Израиль за геноцид в Газе призывали на плакатах перед зданием Международного суда ООН. Акции в поддержку Палестины противостояли демонстранты с флагами Израиля. Чтобы не допустить стычек, полиция Нидерландов усилила меры безопасности. Однако уличный шум не смог нарушить размеренный ход заседания.
Иск против Израиля подала Южная Африка, которая хорошо выучила уроки апартеида. ЮАР настаивает, чтобы военную операцию в секторе Газа признали геноцидом палестинского народа.
Погибших в результате ударов израильской армии уже более 26 тысяч, в основном – женщины и дети. Суд в Гааге не стал закрывать на это глаза.
"Суд отмечает, что военная операция, проводимая Израилем после нападения 7 октября 2023 года, привела к большому количеству погибших и раненых, а также к массовому разрушению домов, насильственному перемещению подавляющего большинства населения и нанесла обширный ущерб гражданской инфраструктуре", – сообщила председатель Международного суда ООН Джоан Донохью.
В Израиле все обвинения заранее отвергали, говоря, что они сильно искажены. Ссылались на право самозащиты после атаки ХАМАС и обещали, что остановить операцию возмездия не сможет никто, даже трибунал в Гааге. Не исключено, что надеялись на покровительство США, которые назвали громкое дело беспочвенным.
Глава Международного суда ООН Джоан Донохью – американка, но политизировать вердикт не решилась. "Израиль должен в отношении жителей сектора Газа принять все меры для предотвращения совершения действий, подпадающих под вторую статью Конвенции о геноциде. Это, в частности, убийства, причинение серьезных телесных повреждений, предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение людей. Израиль также должен обеспечить условия, чтобы его военные не совершали никаких действий, описанных выше", – сказала Донохью.
Решение суда в Гааге промежуточное, однако оно обязывает Израиль отчитаться о принятых мерах уже в течение месяца. Пропалестинские активисты возле суда встретили это ликованием. А власти ЮАР назвали вердикт "решающей победой международного верховенства закона". По сути, это первый шаг к тому, чтобы снизить градус напряженности.
"Я верю, что для выполнения решения суда нужно прекращение огня. Без этого решение на самом деле не работает", – подчеркнула министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор.
Хотя остудить горячие головы в Тель-Авиве непросто. Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир фактически наплевал на вердикт Гааги, оставив нецензурное сообщение в соцсетях. А премьер Биньямин Нетаньяху разразился неистовой тирадой.
"Обвинение в геноциде, выдвинутое против Израиля, не только ложно – оно возмутительно. И порядочные люди по всему миру должны его отвергнуть. Мы ведем войну против террористов ХАМАС, а не против гражданского населения Палестины. И мы продолжим оказывать гуманитарную помощь и делать все, чтобы уберечь гражданское население от опасности, даже несмотря на то, что ХАМАС использует мирных жителей в качестве живого щита", – заявил Нетаньяху.
Впрочем, пока в Гааге шло заседание, израильские танки вели интенсивный обстрел двух больниц в Хан-Юнисе. Это город в южной части сектора Газа, который сейчас окружен ЦАХАЛ. Осколки попали внутрь здания, нескольких ранило. Палестину это лишь убеждает в справедливости принятого решения.
"Решение Международного суда говорит о том, что ни одно государство не находится выше закона. Израилю не удалось убедить суд в том, что он не нарушал Конвенцию о геноциде. Международный суд разглядел политические уловки еврейского государства и его откровенную ложь. Израиль обвиняется в уничтожении целого народа, и теперь ему будет предъявлено обвинение в геноциде, преступлении из всех преступлений", – отметил министр иностранных дел Палестинской национальной администрации Рияд Аль-Малики.
Правда, на рассмотрение этих обвинений в суде могут уйти годы. Израиль даже рассекретил документы в попытке показать, что стремился защитить мирных граждан как мог. Однако нынешний вердикт грозит привести к санкциям против еврейского государства и оказать давление на его западных союзников.
"Сегодня не принималось решение по обвинению в геноциде, речь о временных мерах. Но очевидно: суд говорит о том, что есть правдоподобные обстоятельства, которые указывают на акты геноцида. Это значит, что как только дело будет рассмотрено по существу, и если будет установлено, что геноцид имел место, то те государства, которые содействовали этому, станут соучастниками", – считает Пандор.
"То, что обращение идет именно к Израилю, а не к обеим сторонам, в подтексте значит, что в геноциде осуждается Израиль. Если бы предполагалась равная ответственность, то говорили бы об Израиле и о руководстве сектора Газа. Говорили только об Израиле. К руководству сектора Газа призыва не было", – пояснил политолог, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Примечательно, что решение в Гааге вынесли в канун Международного дня памяти жертв Холокоста. Израиль долго прикрывался исторической памятью, выставляя себя жертвой, считают его оппоненты. Сейчас же речь идет как раз о том, чтобы признать его действия нарушением Конвенции ООН о геноциде, которую в 1948 году и подписали как мировой ответ на Холокост.