Завершившаяся накануне Мюнхенская конференция по безопасности не принесла буквально никаких результатов. Участники даже не оформили итоговый документ. Возможно, причина в том, что прозвучавшие идеи крайне сложно претворить в жизнь, считает главный редактор интернет-издания World Economy Александр Сосновский.
"Там прозвучала идея: вот нам нужно создавать свою армию, надо думать о том, что произойдет, если придет Трамп и все-таки НАТО разгонит", – сказал эксперт в эфире программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" (полные выпуски программ и отдельные эпизоды вы можете найти на медиаплатформе "Смотрим").
Сосновский напомнил, что после объединения Германии в 1990 году, когда "исчезло фактически противодействие Североатлантическому альянсу", НАТО нужно было постоянно оправдывать свое существование.
"Есть гигантский блок, Советского союза больше не существует, угрозы больше не существует, надо как-то оправдывать свое существование. Поэтому вначале – небольшие какие-то войны, относительно небольшие. Я имею в виду и боснийский конфликт, и косовский. Это все, конечно, как бы давало возможность легитимации этой всей ситуации, всех денежных затрат по натовским делам. А потом возникла "прекрасная", я считаю, подача со стороны Киева натовцам, когда они поняли, что можно этот конфликт перевести в совершенно другую плоскость", – отметил он.
Действительно сформировать свою отдельную единую армию Европа не сможет по нескольким причинам. "Первое – это совершенно нереализуемо, второе – нет такого гегемона, который мог бы эту новую армию за собой повести", – подчеркнул Сосновский.
Он уверен: западные политики прекрасно понимают, что если НАТО в том или ином виде перестанет существовать, а Европа пойдет по пути создания маленьких блоков и групп, то это будет на руку их "основному противнику" – РФ.
"Потому что России намного легче решать свои проблемы не с одним мощным блоком, а с целым рядом каких-то группировок, секторов. И они это прекрасно понимают. И в кулуарах они, конечно, об этом говорят", – пояснил эксперт.
Поэтому, по его мнению, все ведущиеся сейчас разговоры о развале НАТО – это попытки "улыбки в сторону Москвы": мол, думайте, что у нас все плохо.
Но все же, отсутствующие результаты Мюнхенской конференции показали, что и хорошего нет. Потому что "нет единства, нет гегемона" и создать "серьезную коалицию" по оказанию помощи Украине тем же немцам по итогам дискуссий не удалось.
"Насколько я понимаю, кроме Германии, в общем-то, практически никто не готов выделять какие-то свои большие средства", – сказал Сосновский.
Впрочем, даже ФРГ проводит "красную черту" в вопросе поддержки Киева. Канцлер Олаф Шольц вновь ушел от ответа на вопрос, готова ли Германия поставить Украине дальнобойные крылатые ракеты Taurus, которые та давно просит.
"Германия будет вести такую позицию: мы будем давать все, что угодно, будем давать много денег, но главное – пусть русские не посчитают нас участниками войны. Вот этого, конечно, Шольц не хочет", – считает Сосновский.
В свою очередь, Владимир Соловьев напомнил, что Украина ранее заключила с Германией и Францией десятилетние соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности, которые фактически подразумевают лишь консультации и выделение денег. "Это означает, что в течение 10 лет ни Германия, ни Франция не допускают вступление Украины в НАТО. Потому что по большому счету документы именно об этом", – заявил ведущий.
Кроме того, в Европе прекрасно понимают и примеряют на себя потери Украины – около миллиона убитыми и ранеными. "Никакая армия НАТО при нынешнем методе формирования не сможет обеспечить необходимое количество людей, чтобы закрыть линию фронта и компенсировать выбывающие потери. А это значит, что им надо будет переходить на призыв", – сообщил Соловьев.
Но такое решение приведет к изменению всего социально-экономического уклада в Европе и росту социального напряжения, а в дальнейшем – и к социальному взрыву, заключил он.