Не родственники и даже не соотечественники. Чужие, казалось бы люди, но эти красноармейцы здесь, как свои. Отдали жизни за освобождение их Словакии. Местные следят за могилами, приносят цветы и хранят вечную память. В стране под 200 захоронений советских солдат. Это и огромные мемориальные комплексы, и одиночные могилки – все учтены, и все под опекой.
"Словаки очень хорошо понимают, какой ценой далась эта победа, — говорит посол РФ в Словакии Игорь Братчиков. — Это идет снизу, и люди чувствуют себя сопричастными к тому подвигу, который совершили наши отцы и деды".
В словацком министерстве внутренних дел есть целое управление по защите воинских захоронений. Здесь не как у соседей, памятники не сносят, а ставят новые. Пару лет назад открыли монумент Родиону Малиновскому. Место для памятника выбрано неслучайно. Это Нитрианский край Словакии, где располагался командный пункт маршала Малиновского. Отсюда он руководил наступательной операцией Второго украинского фронта. Посмотреть на Малиновского в полный рост приходят туристы. Школьников приводит к нему учитель истории Анна Марачкова.
"Нашла дочь, Наталью Родионовну Малиновскую, — рассказывает учитель Анна Марачкова. — Я ей написала письмо, я хотела сделать лекцию у нас для наших жителей города Левице. Она мне передала всю очень серьезную информацию".
Уроки истории пригодились бы президенту страны. Зузана Чапутова в день освобождения Братиславы поблагодарила 740, павших в боях за столицу, советских и румынских солдат. Хотя только красноармейцев на этих улицах полегло в 10 раз больше, почти 7 тысяч. К ним на главное кладбище президент не пришла. Политики, ориентированные на запад, мемориал советским солдатам несколько лет обходят стороной.
4 апреля в день освобождения Братиславы нет мемориала важнее, чем холм Славин, где в войну хоронили советских солдат. Сюда идут горожане, премьера Роберта Фицо встречали овациями. Мы спросили его, почему в день освобождения Братиславы он посещает именно это место.
"Мы не позволим забрать у нас правду о Второй мировой войне, — отметил Фицо. — Эта правда — основа нашего существования и основа международного устройства после Второй мировой войны. Мы обязаны не позволить, чтобы кто-либо подвергал сомнению решающую роль бывшего СССР при разгроме фашизма. Эти жертвы нельзя подвергать сомнению, я сделаю все, чтобы эта история никогда не извратилась".
Благодарственную речь премьера в адрес советских солдат несколько раз прерывают аплодисменты. Многие из присутствующих антифашисты, официально, как член Словацкого союза борцов-антифашистов Ян Угрик. "В Словакии еще больше 15 тысяч человек состоят в организации антифашистов, — рассказывает он. — Европа и Запад пытаются исказить историю антифашистской борьбы, оспорить заслугу и несоизмеримое участие советского народа, как будто Советский Союз вообще не участвовал в этом, а победили американцы".
Никаких американцев в этих ожесточенных боях и близко не было. Весной 1945 Красная армия начала свою братиславско-брновскую наступательную операцию. Шла вперед и вперед, неся свободу всей Чехословакии. Стремительные атаки кавалерии под прикрытием танков заставляли фашистов бежать.
Красная армия шла вперед в весеннюю распутицу, по размытым дорогам. Им был приказ к 6 апреля взять Братиславу, мощно укрепленный немцами город. Рвы, заграждения, мины – не помогло ничего. Словакию освободили от фашистов за 7 месяцев, в боях за нее погибли около 65 тысяч советских солдат.
Серп и молот. Надпись: честь и слава освободителям, которые 27 ноября 1944 освободили нашу деревню. А ниже о событиях, которые происходили в Словакии уже после войны: памяти Михалу Потоме, убитому бандеровцами 27 августа 1945 года, от жителей деревни Брусница. Михал Потома — первая, но далеко не единственная здесь жертва бандеровцев. Его убили за то, что был коммунистом.
Колбасово — черная точка на карте Словакии. Здесь зверски убита целая семья. 11 евреев, пережившие Холокост, после войны вернулись домой в приграничное с Украиной село. В это же время через границу побежали бандеровцы, преследуемые отрядами НКВД. От советской армии бандеровцы бежали под крыло американцев. Американская оккупационная зона после войны была в Австрии, а до нее самый короткий путь — через Словакию.
Отряды по 100-200 националистов пытались пробиться на запад до 1949 года. Понадобилась войсковая операция, чтобы страну не терроризировали бандеровцы. За 4 послевоенных года года они расправились с сотней словаков.
Ни один из западных послов не откликнулся на приглашение руководства Словакии почтить память солдат в день освобождения Братиславы. Отказались из-за участия в церемонии российского посла. Для освободителей церемония, которых мемориал давно не видел: почетный караул, военный оркестр. Почти в полном составе кабинет министров и руководство парламента.
"Своим детям говорим, что тут было во Вторую мировую войну, — рассказывает вице-спикер парламента Словакии Любош Блаха. — Есть тренды, которые можно назвать словом американизация, когда стирают историческую память, говорят детям, что все хорошее идет с Запада, а все плохое с Востока – это историческая бессмыслица, мы хотим это предотвратить!"
Чтобы помнили, работают и словацкие поисковики. Руководитель одного из отрядов в поле, где в 1944-м упал подбитый советский транспортник ЛИ-2, — Ян Юрчик. Обломки еще в 1940-е убрали, экипаж похоронили, но раскопок в этом месте не было никогда. Поисковики жду разрешение, в том числе из Москвы, чтобы начать работы.
"В земле может находиться оружие, которое перевозил самолет, части самого самолета, фрагменты тел или личные вещи экипажа", — поясняет Юрчик. Но, по его словам, главная задача — установить имена погибших летчиков.
Местные жители несколько лет назад выкупили кусок поля и поставили экипажу памятник, безымянный. Но оставили место для плит, чтобы, как только узнают, вписать фамилии, звания и поклониться каждому, кто помогал освобождать их страну.