Никаких преимуществ перед российской техникой. Так натовские поставки оценили в Главном автобронетанковом управлении Министерства обороны. Все уязвимости были давно известны, и при изучении трофеев интересными оказались лишь отдельные инженерные решения.
"Никаких откровений у нас по изучению этой техники нет. Защищенность, которая якобы была выше – она себя здесь никак не оправдала. Если сравнивать с нашими машинами, везде они проигрывают", – отмечает заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, генерал-майор Сергей Шаленый.
Проигрывают и либо сгорают, либо остаются поврежденными на поле боя. Нередко – брошенными. Ведь инженерные эвакуационные машины, например, на базе танка Abrams, у ВСУ в дефиците. Больше откровенно устаревших.
Эвакуация техники с поля боя – сложнейшая задача. И союзники Украине, например, поставили для этого ряд инженерных машин. Одна из них – 1960-х годов. Но Abrams она вытащить не сможет. Во-первых, потому что легче его, а во-вторых – на гусеницах у нее специальные шоссейные накладки, то есть с поля танк она вытащить не в силах.
Трофеи русских войск, как и другую технику, эвакуируют специальные группы. Боец с позывным Байкал сейчас курсант Омского бронетанкового училища. Поступил после полутора лет службы в зоне СВО. Был мехводом БРЭМ-1 – вытащил сотни машин, часто находясь под огнем противника.
"Эвакуационная задача очень опасная: нужно разведывать местность, знать расстояние до противника, во время самого отхода нужно смотреть за воздухом. На мине подрывался – слава богу, все живы остались", – рассказывает Байкал.
Вытаскивал и американские HMMWV, которые часто превращаются в груду металла. Случается, что у вражеских машин после огневого воздействия заклинивает гусеничную ленту.
У одного из эвакуированных Leopard 2А6 гусеницу восстановили уже в рембате. О танке гостям выставки рассказывают фронтовики. Часто посетители спрашивают о наградах. Некоторые бойцы отвечают улыбаясь.
– За что дали Героя? – спрашивает журналист у бойца Ивана Жарского.
– За любовь к Родине, – отвечает военнослужащий.
– Хороший мотив. Кого подбил?
– Никого не подбивал. На компьютере бумажки печатал.
Иван Жарский – гвардии старший лейтенант 810-й отдельной бригады морской пехоты, Герой России. Командуя расчетом "Корнета", поразил десять машин противника. Среди сожженных им натовских – Bradley и Leopard.
"Я военнослужащий, я выполняю задачи, поставленные своей Родиной, своей Отчизной, своим президентом. Люди приходят, одни говорят с радостью: "Вот молодец, круто", другие приходят, плачут: "Ты такой маленький". Самый актуальный вопрос, который очень часто задают, это не как меня зовут и не про машину, а сколько мне лет. Скажу, что за время управления мной подразделением не было ни одной боевой потери у меня", – говорит Иван Жарский.
Посетители просят сфотографироваться, жмут руку и часто не сдерживают эмоций.
Встречи с расчетом "Корнета" не пережил и Abrams. Не подрывался на мине – гусеничную ленту, как и в случае с Leopard, подорвали уже российские бойцы, для удобства транспортировки.
"Танк был поражен в основном ПТРК "Корнет. Вот сзади есть поражения, видите? Потому что сзади у него брони никакой нет, ни на двигателе, ни на башне. Там всего лишь 30 миллиметров. То есть поражается любыми дронами", – рассказывает и показывает офицер ВДВ Сергей.
Сначала "американцу" досталось от русских, затем – от украинцев, которые всеми FPV-силами пытались помешать вывозу техники. Не смогли. Интересно, что не помог и противокумулятивный экран. Такой же есть на Leopard. Теперь экспонат внимательно осматривают посетители выставки.
"Пришли с сыном, чтобы показать, что бывает с теми, кто на нашу землю приходит", – рассказывает один из гостей.
"Железка! Мы всех "кошек" их можем приручить", – убежден другой.
Среди пришедших немало гостей столицы, тех, кто приезжает как из других регионов, так и из-за границы, в частности из Китая. По их мнению, на выставке передан дух людей на передовой и их колоссальный труд.
Больше 30 образцов трофейной натовской и украинской техники можно увидеть до конца мая на Поклонной горе.