У Сунака со звездной поддержкой сложнее – накануне его заметили за кулисами шоу, гостьей которого стала самая татуированная женщина королевства. Сунак спросил: "почем столько татуировок?", а газеты напомнили, что деньги и экономика – главное в манифесте тори.
Зато Стармер, по данным прессы, поставил на обеспеченных пенсионеров и чистую энергетику. Но есть еще и Фарадж, продолжающий эпатировать избирателей и мороженым, чтобы остыть от выборов, и посиделками в пабе с заявлениями о том, что "повод выпить будет совсем скоро".
Британцев спросили: кто из этого трио им по-настоящему близок, но, несмотря на народную популярность Фараджа, кошка с собакой на этих выборах – Сунак и Стармер. Кот с Даунинг-стрит и несколько кошек на участках не справились с собачьим нашествием: Британию захлестнул поток фотографий четвероногих питомцев избирателей. А некоторые приехали голосовать верхом.
У резиденции британского премьер-министра на Даунинг-стрит уже все готово к тому, чтобы встречать нового главу правительства – для журналистов установлены трибуны. В последние годы такие конструкции приходилось сооружать особенно часто – слишком быстро здесь сменялись премьер-министры. Эти выборы тоже – досрочные. Крайне сомнительно, чтобы этот политический маневр принес нынешним хозяевам этой резиденции хоть какой-то шанс на успех.
За 14 лет правления они отличились разве что Brexit, а экономика, здравоохранение, социальная сфера – все в печальном состоянии. Ставка на эскалацию украинского конфликта дала только отрицательный эффект, но в представлении премьер-министра Сунака явные провалы выглядят как достижения его партии.
"Мы убедили в том, что мы стали ведущей оборонной державой в Европе. Мы поддерживаем Украину, мы оперативнее всех решили вопрос с вакцинами при пандемии. Мы провели Brexit. Я очень горжусь всем этим", – утверждает Сунак.
Риши Сунак рискует оказаться первым в истории Британии премьер-министром, который не сумел переизбраться в парламент. Влиятельные консерваторы позируют перед участками голосования, но некоторые из снимков выглядят как фотографии на память.
Вместе с премьером депутатских мандатов могут лишиться канцлер казначейства Джереми Хант и министр обороны Грант Шэппс. Такой разгром могут устроить оппозиционные лейбористы – предвыборные модели предсказывают им победу, невиданную в Британии с 1832 года. Лидер партии, бывший адвокат и прокурор Кир Стармер, явно отсчитывает часы, которые разделяют его от резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит.
"Мы совершенно точно вели эту кампанию с улыбкой на лицах и с бодростью в наших действиях, потому что мы были уверены в переменах, которые нам нужно совершить, и, честно говоря, также и в итогах выборов. Мы прошли через 14 лет хаоса, раздора и провалов. И нам нужно положить этому конец", – говорит Стармер.
В отчаянной попытке удержать хоть сколько-то дополнительных мест в парламенте, руководство консервативной партии подключило "тяжелую артиллерию", точнее, давно отвязанную пушку в лице бывшего премьера Джонсона.
"Я направляюсь на избирательный участок, где собираюсь отдать свой голос против кошмарной перспективы. Более левонастроенной партии, чем когда-либо после Второй мировой войны, с большим количеством беспорядков, нелегальной миграцией, бессмысленным и бесправным бегством в Брюссель и, конечно, высокими налогами", – заявил Борис Джонсон.
Голосовать Джонсон шел во всех смыслах налегке. После того, как его с треском изгнали из большой политики за систематическое вранье, свою кандидатуру на этих выборах он выставлять не стал. Как, впрочем, прочти 80 депутатов-консерваторов, заранее решивших в коллективном поражении не участвовать.
Значительную часть голосов не доверяющих основным партиям избирателей подобрал оппозиционный политик Найджел Фарадж. Сегодня он разъезжал по своем округу на военном автомобиле. Партия реформ Фараджа, по опросам, находится на третьем месте и почти сравнялась с консерваторами. Но то, что этот успех материализуется в депутатские мандаты, далеко не факт. Такова специфика британских выборов: в округах побеждают кандидаты, набравшие наибольшее число голосов. Фарадж заявляет, что для его партии важно уже то, что она зайдет в парламент.
"Это наш первый значительный шаг на пути к гораздо более долгосрочной цели, которая намечена на 2029 год. Она также направлена на создание массового движения за здравый смысл по всей стране", – говорит Фарадж.
Какими бы ни были результаты голосования, а они станут известны только на следующий день, в руководстве консервативной партии предстоят долгие разбирательства. Помимо объективного недовольства населения консерваторами, сама по себе избирательная кампания Сунака была проведена крайне неудачно: с подставными персонажами, позорным отъездом премьер-министра из Нормандии и другими откровенными ляпами.
В этом списке вишенкой на торте стала модель для взрослых, в обществе которой Риши Сунак дожидался своей очереди на утренний телеэфир. Это неожиданное партнерство вызвало массу комментариев.
Волнительный период в жизни британских политиков оставляет равнодушным единственного обитателя премьерской резиденции на Даунинг-стрит. Кота Ларри сюда запустил еще Дэвид Кэмерон, и он пересидел здесь уже четверых премьеров. Демократические процедуры кота не касаются, если не считать частой смены хозяев, но Ларри к этому уже привык.