Парни взлетели на шестой этаж – никакой одышки. К этому подготовиться сложно. В первые секунды, когда еще трясутся поджилки, преступники отвечают на самые важные вопросы. Часть ответов привести нельзя, но, поверьте, спецназ ростовского управления ФСБ отловил жирного гуся. Перед нами диверсант, работавший по заданию СБУ и ГУР Украины.
"На украинском языке с тобой общались?" – спрашивает сотрудник российских спецслужб.
"Были и украинцы, но были и такие люди, которые говорили на иностранном, конкретно на английском языке", – признается диверсант.
Ловиатар – персонаж скандинавской мифологии, богиня смерти и болезней. При этом слепая – та, которой нужен поводырь. Свои первые шаги этот диверсант делал под присмотром. Прошел трехмесячные курсы под руководством натовских инструкторов: обучен минно-взрывному делу, умеет ориентироваться на любой местности, маскироваться, вливаться в обстановку незнакомого города, смешиваться с местным населением. Соседка по этажу до последнего момента не знала, кто живет в этой квартире.
Гражданин одной из стран СНГ. На Украине жил с молодости. Там же отсидел десятилетний срок за убийство. Возможно, в тюрьме и было завербован СБУ или ГУР. Получил задание и через третью страну въехал в Россию. Воспользовался упрощенной системой пересечения границы для граждан Союза независимых государств.
В разработке у ростовского управления ФСБ Ловиатар был несколько месяцев. Пока рано обнародовать конкретную информацию, но за это время своими действиями, телефонными разговорами и встречами он раскрыл, сам того не зная, целую диверсионную сеть. Но, понятно, что благодарности от наших контрразведчиков Ловиатар не дождется.
Судя по тому, что он успел уже выложить, с женой развелся, дочка, ребенка показывать не можем. Когда она будет взрослая, папа все еще будет сидеть в тюрьме. Все, что их будет связывать, вот это фото.
На балконе у Ловиатара нашли компоненты самодельных взрывных устройств. В кастрюле он варил гремучую смесь, остужал ее в этом поддоне. Говорит, что успел приготовить больше десяти килограммов. А первая цель для диверсии была оговорена еще в Киеве.
Одна из задач, которую поставил ГУР агенту, – подрыв железнодорожного полотна. А это уже не диверсия, это уже теракт, потому могли и должны были, по задаче ГУР, погибнуть сотни людей.
Не теряя времени, пока еще не начал, как нередко бывает, прикидываться душевнобольным или жаловаться на потерю памяти, сотрудники ФСБ отвезли Ловиатара по местам не случившейся боевой славы. Здесь он должен был взорвать железнодорожные пути – выбрать брусчатку и заложить под рельсы взрывное устройство собственного производства. Уверяет, что собирался просто остановить движение на дороге, ведущей в Крым. Что в крайнем случае катастрофа случилась бы только с товарным составом.
Изучал местность на предмет путей отхода. Понял, что для спасения собственной шкуры, должен находиться в пятистах метрах от взрыва. Но такого оборудования у него не было, и пришлось о железной дороге забыть. Новая цель – электрическая подстанция. Здесь же, рядом с железкой. Собирался взорвать главный трансформатор бомбой с часовым механизмом. И опять уверяет, что людей убивать не хотел – разве только ночного сторожа. Бомбу прятал в лесополосе. Такая красота вокруг. Если не знать, то и представить невозможно, что где-то здесь притаилась смерть.
Несколько слов о настоящих профессионалах, о героях, о которых мы мало говорим. Это взрывотехники – саперы Федеральной службы безопасности. Они попросили отойти на 150 метров, а взрывотехник остается здесь – в 15 метрах от точки подрыва. Он рискует собой, хоть риск и контролируемый ради того, чтобы спокойно продолжать работу. И так же везде. Там, на линии фронта. Здесь, в тылу. Они постоянно работают для того, чтобы обычные люди чувствовали себя в безопасности.
Диверсию украинский агент Ловиатар должен был совершить в праздники – в эти выходные, когда Ростов-на-Дону отмечает 275-летие. В ГУР рассчитывали на большой резонанс. Хотели, чтобы как можно громче прогремело, чтобы как можно больнее, но получилось у них, как всегда.
В новенькой, с иголочки, арестантской робе Ловиатар ждет приговора в ростовском СИЗО. Статей много, и их, конечно, будут суммировать. Пока же точно известна только одна цифра – размер денежного вознаграждения украинского диверсанта. ГУР Украины оценил его жизнь в 15 тысяч.