Покупатели не получат миллионы автомобилей из-за нехватки чипов


Вести.Hi-tech

Оценки потерь автопрома из-за дефицита постоянно ухудшаются – ситуация улучшится не ранее второго полугодия.

Глобальная автомобильная промышленность потеряет в 2021 году доход в размере 110 миллиардов долларов из-за дефицита полупроводниковых чипов, подсчитала консалтинговая фирма AlixPartners из Нью-Йорка. Это в 1,8 раза больше по сравнению с первоначальным прогнозом в 60,6 миллиарда долларов, который фирма опубликовала в конце января, когда автопроизводители только начали сокращать производство из-за нехватки микросхем.

Сейчас ожидается сокращение производства автомобилей в мире уже на 5%, или на 3,9 миллиона единиц из общего ожидаемого годового выпуска в 84,6 миллиона машин. Это почти в 2 раза выше январского прогноза AlixPartners, когда прогнозировалось сокращение производства на 2,2 миллиона автомобилей, и в 2,5-4 раза больше старых оценок IHS Markit и Oxford Economics.

Основные производства чипов сосредоточены в США и Юго-Восточной Азии. И во время пандемии они сократили выпуск микросхем из-за падения заказов от остановившихся на карантин автозаводов. Цикл производства микросхем достигает полугода и более, включая создание кристаллов и размещение в корпуса. Поэтому сейчас не хватает мощностей, чтобы обеспечить чипами всех – и производителей бытовой, и промышленной электроники, и автомобилестроительные компании.

Рост дефицита ускорился в марте-апреле. Весенний холод в Техасе, обесточивший основной нефтеносный и энергетический регион США, ухудшил ситуацию и сократил производство микроэлектроники в стране. Обострила дефицит чипов и непогода на Тайване и пожар на заводе микросхем японской компании Renesas.

Крупнейшие автопроизводители США – Ford Motor и General Motors, – ожидают в этом году почти двукратное падение прибыли из-за нехватки микросхем. Ford заявил, что дефицит чипов снизит его прибыль примерно на 2,5 миллиарда долларов в 2021 году, а GM – на 1,5 миллиарда долларов до 2 миллиардов долларов. Такая же ситуация и у автогигантов других стран, кроме России, поскольку российские автомобили менее зависимы от чипов.

Сегодня в обычном автомобиле используется до 1400 микросхем, заявил Дэн Хирш, управляющий директор AlixPartners. Пик потерь автопрома придется на второй квартал, а затем ситуация постепенно улучшится во второй половине года, уточнил Хирш в комментарии для CNBC. Чипы используются от простейших устройств автомобиля таких, как датчики, до систем гидроусилителя руля и тормозов, электронных систем помощи водителю.